Президент группы ОНЭКСИМ Михаил Прохоров подтвердил в понедельник свою готовность возглавить «Правое дело».
Условия и задачи, которые сейчас стоят перед Прохоровым в партии, по типу довольно близки к бизнес-проектам, когда нужно взять и сделать все практически с нуля
«Подтверждаю, что такая информация верна. Я направил свое предложение руководителям партии «Правое дело», – заявил миллиардер, комментируя появившуюся в СМИ информацию.
Сами правые нового лидера, судя по всему, готовы принять с распростертыми объятиями: затянувшиеся на несколько месяцев поиски претендента на пост руководителя до настоящего времени успехом не увенчались.
Во всяком случае, как заявил газете ВЗГЛЯД один из сопредседателей «Правого дела» Георгий Бовт, других желающих принять пост лидера в партии не наблюдается. «Других кандидатов, насколько я понимаю, нет. Кандидатура Прохорова лучше, чем Шувалов, Кудрин и мы с Гозманом», – сказал он.
Как ожидается, кандидатура миллиардера будет утверждена на партийном съезде, который обещают провести в самое ближайшее время.
Сам Прохоров уже выразил готовность - в случае утверждения его кандидатуры съездом партии - будет бороться за второе место по итогам парламентских выборов. По его словам, мысль о том, что необходимо активно проводить в жизнь правые идеи, родилась в ходе работы в РСПП над проектом нового Трудового кодекса.
«Я увидел, что оппоненты говорят лозунгами, не предлагая, по сути, взамен ничего конструктивного, - сказал Прохоров в интервью «Интерфаксу». - Мои близкие знакомые, которые участвовали в дискуссиях по поводу Трудового кодекса, спросили меня: если не ты (возглавишь «Правое дело»), то кто?»
Собеседник агентства сообщил, что после этого посоветовался с «хорошо информированными людьми, которые не работают ни в администрации президента, ни в правительстве, но которые хорошо представляют суть вопроса, перипетии политической жизни, проблемы, с которой сталкиваются активные политики».
«И я решил, что должен попробовать взяться на этот проект», - заявил Прохоров. Он рассказал, что позвонил Борису Надеждину (член федерального совета партии «Правое дело») и сказал: «Если партия заинтересована в том, чтобы я возглавил этот проект, я к этому готов». «Ни с кем из администрации президента по вопросу о том, чтобы возглавить партию, я не общался», - подчеркнул Прохоров.
До решения съезда, сказал Прохоров, он будет продолжать заниматься бизнесом, а затем, если решение съезда будет положительным, оставит бизнес и займется партийными делами.
Прохоров уверен, что социальная база для продвижения правых идей в России имеется. «Нужно большое поле вменяемых содержательных людей, и таких у нас уже очень много - это и учителя, и инженеры, и бизнесмены, и представители других профессий. Они хотят жить здесь, в России, и чтобы жизнь у них была нормальной и достойной», - заявил собеседник агентства.
«Что же касается ближайшего будущего партии, то моя цель - завоевать второе место на парламентских выборах этого года», - подчеркнул Прохоров.
О том, удастся ли Прохорову добиться на политическом поприще таких же успехов, как в бизнесе, газета ВЗГЛЯД поинтересовалась у замдиректора Института социальных систем Дмитрия Бадовского.
ВЗГЛЯД: Дмитрий Владимирович, если Михаил Прохоров действительно будет избран лидером «Правого дела», удастся ли ему вдохнуть жизнь в этот политический проект?
Дмитрий Бадовский: На сегодня партии «Правое дело» как политического субъекта, как значимой силы и реального участника процесса де-факто нет. Поэтому, с одной стороны, Прохорову в его новом качестве будет сложно, так как партия фактически находится в разобранном состоянии. С другой стороны, у него развязаны руки, так как из партии в ее нынешнем виде можно сделать все, что угодно, начиная от смены бренда и заканчивая серьезным кадровым обновлением. И, скорей всего, получится все равно лучше, чем сейчас.
Условия и задачи, которые сейчас стоят перед Прохоровым в партии, по типу довольно близки к бизнес-проектам, когда нужно взять и сделать все практически с нуля. Прохорову к этому не привыкать.
ВЗГЛЯД: Насколько возможно будет сделать «апгрейт» партии за оставшееся до парламентских выборов время, чтобы правые смогли показать хоть какой-то результат в борьбе за Госдуму?
Д. Б.: Думаю, целью Прохорова и является создание правого либерального предвыборного проекта под конкретные выборы, который должен набрать 7%, сформировать фракцию и вернуть либералов в парламент, в котором они отсутствуют на протяжении последних избирательных циклов.
Возможно, в достижении этой цели Прохорову отчасти поможет то, в каком состоянии сегодня находится «Справедливая Россия». Как ни странно, но это может оказаться существенным ресурсом, так как работавший с эсерами региональный бизнес, увидев их нынешнее полуразобранное состояние, может начать перетекать в новый партийный проект.
#{interviewpolit}Со стороны власти в целом ситуация также выглядит благожелательной, потому что элита, на мой взгляд, считает отсутствие либералов в парламенте не очень хорошим явлением.
Кроме того, не нужно забывать, что праволибералы всегда являются нишевой партией. Эта не та сила, которая может претендовать на значительный процент голосов избирателей. Ее реальный потенциал – набрать 7% и потянуться чуть повыше. И если правые начнут наращивать свой избирательный потенциал частично за счет других партий, то это не будет создавать практически никаких серьезных угроз позициям правящей партии. Более того, появление либералов в предвыборной кампании сделает их одним из основных объектов атак со стороны левых, что сыграет на руку «Единой России».
ВЗГЛЯД: Как бы вы прокомментировали сам факт того, что успешный бизнесмен, ранее не демонстрировавший политических амбиций, решил удариться в партийное строительство?
Д. Б.: Я думаю, здесь серьезную роль сыграла сама личность Прохорова. Он всегда был человеком, проявляющим интерес ко многим вещам помимо бизнеса как такового. Он интересовался спортом, средствами массовой информации и развитием Интернета, одним из первых завел блог. Он активно занимался венчурным, инновационным бизнесом, какими-то новыми проектами, начиная от водородной энергетики и заканчивая ё-мобилями. И даже пытался выдвигать какие-то стратегические идеи, писать статьи и делать доклады на тему инновационного развития страны. То есть Прохоров является человеком, склонным, на мой взгляд, к общественной активности.
Кроме того, мне кажется, в бизнес-сообществе и элитах в целом созрела ситуация, когда возникла необходимость во внятном озвучивании либеральной позиции. Дальше, видимо, подбор кандидата шел методом исключения: после того как вице-премьеры отказались возглавить правых, выбор пал на бизнесменов первого ряда, из которых оптимальным кандидатом оказался Прохоров.
ВЗГЛЯД: Если реанимировать партию все-таки удастся, ей фактически придется стартовать сразу с парламентской предвыборной кампании, не пройдя традиционную «обкатку» на региональных выборах. Преодоление проходного барьера станет достижимой для нее целью?
Д. Б.: Во всяком случае, такая цель точно будет ставиться. Ведь набирать 5% голосов и проводить в Госдуму двух людей – не то, ради чего можно было бы браться за этот проект. Поэтому ориентиром будет получение 7% голосов, формирование фракции в Госдуме и, между прочим, получение права выдвигать кандидата на президентских выборах. Получение такого политического актива Прохорову как человеку с бизнес-мышлением, я думаю, интересно.
Что касается выполнимости этих задач, то многое будет зависеть от самого Прохорова, от команды, которую он с собой приведет, и от того, смогут ли они воспользоваться сложившейся ситуацией. То есть ничего не предрешено, но определенные ресурсы для решения этой задачи есть.
ВЗГЛЯД: Но правые ориентируются на средний класс, малый и средний бизнес, представители которого, как известно, на выборы не ходят.
Д. Б.: Это и есть задача Прохорова – попытаться привести на участки часть активного экономически и социально, но пассивного электорально среднего класса, прежде всего избирателей крупных городов. Определенная ставка, конечно, будет сделана и на молодежь. Повторюсь, это в чистом виде политтехнологический проект: перезапустить партию к конкретным выборам и добиться конкретной задачи. Я не думаю, что сейчас в партии будут решаться какие-то стратегические задачи о том, как ей развиваться и каковы ее перспективы на ближайшую десятилетку.
ВЗГЛЯД: Именно этим можно объяснить то, что Прохоров, решив заняться политикой, решил не создавать новую партию, а взять уже то, что существует?
Д. Б.: Конечно. Тем более статус зарегистрированной партии, если говорить языком бизнеса, является ценным активом. Потому что это структура, у которой есть самое главное – свидетельство Минюста о регистрации и печать. То есть фактически это уже созданное предприятие, уже некий капитал, который можно правильно использовать, правильно инвестировать.
А создание новой партии является совершенно другого типа проектом, более затратным и по времени, и по ресурсам. За полгода до выборов такие вещи не делаются.