Президент России Дмитрий Медведев в пятницу в Российской государственной библиотеке для молодежи в Москве встретился с представителями интернет-сообщества.
Когда начинают говорить о регулировании Интернета, возникает ощущение, что государство хочет свою лапу положить и создать ограничения
Во встрече участвовали пресс-секретарь главы государства Наталья Тимакова, министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев, создатель ряда интернет-СМИ, депутат Госдумы Константин Рыков, известный блогер (Drugoi), фоторедактор сайта LiveJournal Рустем Адагамов, автор интернет-проекта «Карта помощи» (пострадавшим от пожаров) Григорий Асмолов, главный редактор интернет-издания «Частный корреспондент» Иван Засурский, генеральный директор Mail.Ru Group, управляющей компании социальных сетей «Одноклассники» и «Мой мир», Дмитрий Гришин, руководитель «Живого журнала» Светлана Иванникова.
Кроме того, в дискуссии участвовали директор Координационного центра национального домена сети Интернет Андрей Колесников**, руководитель интернет-проекта Вести.ру Дмитрий Кулистиков, учредитель благотворительного фонда «Помоги.орг» Антон Носик, представитель Facebook* в России Екатерина Скоробогатова, главред «Ленты.Ру» Галина Тимченко, автор интернет-проекта «Где казино?» Антон Хествер и другие представители сетевого сообщества.
В начале беседы Медведев сразу заверил, что власти обеспечат оптимальные условия для работы Интернета. «Задача президента заключается в том, чтобы принимать правильные решения в области регулирования общественных отношений, к которым относится и Интернет», – заявил он, подчеркнув, что речь не идет о запретах в этой сфере.
Медведев дал понять, что государство не намерено жестко регулировать Сеть и не станет накладывать на нее «лапу». «Когда начинают говорить о регулировании Интернета, возникает ощущение, что государство хочет свою лапу положить и создать ограничения, которые существуют только в специфических странах», – пояснил он.
Одной из главных тем беседы стало авторское право. Президент заявил, что ему хотелось бы услышать соображения собеседников и, «если удастся, подготовить наши общие подходы, я готов даже на ближайшей «восьмерке» их распространить». «Потому что я бы полагал правильным с такой инициативой от имени России выйти с учетом того, как у нас обстоят хорошо дела с авторскими правами. Если мы будем «застрельщиками» этой темы, это было бы правильно», – сказал Медведев.
Медведев заметил, что правовой нигилизм в России в этой сфере, как ни удивительно, может оказаться и преимуществом. По словам президента, с появлением Сети теория модели авторского права «пошла под откос», поэтому «нужно будет пересматривать и фундаментальные подходы, а не только технические». Говоря о возможностях России в этом плане, он заметил, что у страны они уникальны «с учетом нашей правовой безалаберности и нигилизма».
«Может быть, нам проще будет какие-то новые критерии вырабатывать, чем тем, кто привык досконально соблюдать законодательство, в том числе законодательство об авторских правах, – добавил Медведев. – Нам постоянно тычут, что у вас пиратство развито, у вас не соблюдается законодательство об авторских и смежных правах. Мне кажется, что это повод предложить, по сути, новые точки отсчета», – сказал он, подчеркнув, что это вовсе не означает, что авторское право должно быть полностью упразднено.
«Это должны быть какие-то более свободные вещи. В противном случае мы можем столкнуться с ситуацией, когда лет через пять – семь не только в России, а вообще во всем мире все эти прежние установления придут в полный, решительный диссонанс с тем, как осуществляется обмен информацией, а также копирование и использование объектов авторского права. И тогда Рубикон будет совсем далеко, а сейчас мы находимся где-то на развилке», – считает президент.
Медведев считает, что тюремное заключение не должно применяться к пользователям Интернета, нарушающим авторские права при скачивании фильмов, музыки и другого контента. «По степени общественной опасности это не то действие, за которое нужно отправлять в тюрьму, это уж точно», – сказал он, добавив, что «у нас есть гораздо более страшные преступления».
В то же время Медведев напомнил, что с такой позицией далеко не все согласны. «Спросите правообладателей, они скажут, что надо каленым железом выжигать, вешать и так далее», – пошутил он.
По мнению главы государства, ответственность за подобные правонарушения должна быть различной, в зависимости от тяжести содеянного. «Не факт, что за такого рода преступления нужно сажать в тюрьму, но ведь может быть уголовное наказание без лишения свободы. Почувствуйте разницу. Гражданское законодательство устанавливает имущественную ответственность: заплатишь соответствующую сумму денег, и все, а уголовное законодательство, оно все-таки содержит в себе поражение в правах, что иногда, в общем-то, не лишнее, поскольку человек, который получил штраф по Уголовному кодексу, приобретает судимость, и это имеет некоторое значение», – разъяснил Медведев.
Однако он оговорился, что полностью устранять уголовную ответственность неправильно, «но и в тюрьму отправлять, особенно за незначительные вещи, когда речь не идет о преступлениях промышленного уровня, тоже не вполне разумно и справедливо».
Как передает РИА «Новости», Медведев призвал ведомства менять подходы к защите информации и не исключил внесения изменений в соответствующее законодательство.
«Надо признаться, у нас охранительные представления очень сильны, они просто впитаны, что называется, с молоком матери, и любой госорган, даже весьма либерально настроенный, все равно занимает охранительную позицию», – сказал Медведев, отметив, что никто не отменял понятие гостайны, но вопрос только в том, «как она интерпретируется и каким образом она действует в Сети, и действует ли вообще».
По его словам, за последние 10 лет Россия проделала большой путь в этой сфере. Президент рассказал о начале своей работы в кремлевской администрации и о том, как жестко регулировалось тогда пользование Интернетом. Это было в 2000 году, на тот момент он пользовался Интернетом в течение трех-четырех лет. По словам президента, у него поинтересовались, нужен ли ему Интернет, и сообщили, что в рабочем кабинете ему пользоваться Сетью нельзя, поскольку он закрытый. «У вас есть комната отдыха, нужно, чтобы было некоторое количество метров между основным компьютером и этим (использующимся в комнате отдыха) компьютером. Иначе мы вам ничего не поставим», – сказали тогда Медведеву.
Нам постоянно тычут, что у вас пиратство развито, у вас не соблюдается законодательство об авторских и смежных правах. Мне кажется, что это повод предложить, по сути, новые точки отсчета
«Почему я привожу этот пример? В целом, ведомства с очень большим скрипом свои подходы в этом смысле меняют, я могу их чисто по-человечески понять, потому что каждое из них бьется за свои позиции, за место под солнцем, старается показать свою нужность. Но менять это необходимо, потому что в противном случае, помимо остальных проблем, мы упираемся в эту косность, которая очень глубоко засела в государственных структурах, и если ее не преодолеть, то будет очень тяжело», – считает глава государства.
Касаясь законодательства о защите информации, президент назвал необходимым проанализировать существующий опыт и, возможно, от чего-то отказаться.
Возникла дискуссия о поправках в законодательство о сфере защиты информации и персональных данных. И Медведев поручил Щеголеву передать ему предложения, которые разработаны в Минкомсвязи, по изменению в одноименный закон. По словам Щеголева, министерство подготовило свои поправки в этой сфере. И внесло в Госдуму в мае прошлого года, однако никакого движения с тех пор не наблюдается. «А зачем вы внесли закон по депутатской линии, вы бы лучше по моей внесли», – шутливо сказал президент, добавив, что «если нужно там что-то подправить, и я внесу его как свой законопроект, так проще будет».
Как сообщает ИТАР-ТАСС, Медведеву также пожаловались на бездействие закона об электронной подписи. Глава государства пообещал, что постарается сделать так, чтобы закон заработал в полную силу.
«Электронная подпись должна быть у всех, включая президента. Для открытых документов это вполне возможно», – отметил глава государства. Он сообщил, что сейчас у него есть возможность давать поручения в электронной форме, но это работает только для определенного сегмента, а часть документов, которые имеют гриф «Для служебного пользования», «в такую форму не ложатся». Участники встречи заметили, что технически это сделать несложно, но, например, налоговая инспекция не признает таких документов. «Будет, будет принимать, – уверен Медведев. – Это мы все сделаем. Здесь у меня как раз сомнений нет».
По завершении встречи Иван Засурский сообщил газете ВЗГЛЯД, что одним из самых важных ее итогов считает поддержку, выраженную Медведевым идее свободных лицензий на контент. По словам Засурского, сам он и другие участники встречи также предложили сделать общедоступным, освободить от авторских прав «все советское культурное наследие до 1991 года». «Президент признал, что при реализации этой идеи могут возникнуть определенные сложности, но, тем не менее, он ее поддержал», – сказал Засурский газете ВЗГЛЯД.
Также на встрече обсуждалась недавняя массированная атака хакеров на «Живой журнал». По словам Засурского, Медведев интересовался у собеседников, как развивается эта история, как идет поиск злоумышленников. Также по идее главы РИА «Новости» Светланы Миронюк глава государства предложил провести круглый стол с участием представителей интернет-индустрии и силовиков, «чтобы нормализовать работу» по поводу хакерских атак на сайты.
Кроме того, обсуждались на встрече и другие проблемы. Так, Медведев вернулся к судьбе региональных СМИ, сообщив о поручении завершить работу по избавлению региональных и муниципальных властей от избыточных средств массовой информации, находящихся в их ведении. «Здесь нужно навести порядок, прежде всего вашему ведомству, – обратился глава государства к Игорю Щеголеву. – Я некоторое время назад предлагал губернаторам освободиться от газет, журналов и пароходов, но для многих сделать это оказалось гораздо сложнее, поскольку для многих из них этот актив даже ценнее, чем реальные вещи, поскольку это их интересы».
Как передает «Интерфакс», президент также отметил, что региональные телеканалы «должны измениться: или стать частными, или результат демонстрировать, так как в противном случае они отражают интересы одного-двух человек».
В свою очередь Антон Носик и другие участники беседы посетовали, что в отсутствие ясных, закрепленных в законе правил жертвователи и получатели помощи сталкиваются с проблемами, прежде всего связанными с налогообложением. В ответ президент предложил вместе разработать законопроект, четко регулирующий сферу благотворительности. «Мне хотелось бы это отрегулировать», – согласился Медведев.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ
** Признан(а) в РФ иностранным агентом