В среду премьер-министр Владимир Путин, выступая с ежегодным отчетом правительства перед депутатами, предложил им вместе подумать, как «от всего зеркала воды в регионе дать возможность на 2–5% создавать условия для рыбной ловли по путевкам, а может быть, и меньше».
Но традиционные места лова нужно оставить в покое, в конце концов, дать людям, наконец, рыбачить там, где они хотят
Он также дал понять, что заключенные Росрыболовством контракты с бизнесменами по аренде участков у воды все же могут быть пересмотрены. «Традиционные места лова нужно оставить в покое, в конце концов, дать людям, наконец, рыбачить там, где они хотят. Мы, конечно, это все будем пересматривать, обязательно», – пообещал премьер, отвечая на вопрос одного из депутатов Госдумы по поводу рыбных мест, уже сданных в аренду коммерсантам.
Напомним, нормы коммерческой рыбалки с разрешением предпринимателям брать в аренду на 20 лет прибрежные участки и взимать с рыбаков плату Госдума одобрила в конце декабря. Тогда глава Росрыболовства Андрей Крайний утверждал, что платными станут только 0,1% от общего количества рыбных участков. Но в марте подчиненные Крайнего разыграли на аукционах почти 6 тыс. участков рек, озер и водохранилищ для организации спортивно-любительской рыбалки.
Как говорили заинтересованные наблюдатели, на 20 лет с января уже было сдано чуть ли не все побережье Волги и Камы. Выигравшие бизнесмены начали огораживать арендованные берега, а с рыбаков-любителей требовать деньги. В ответ рыбаки устроили массовые акции протеста во многих городах России, в том числе и в центре Москвы. В столице на митинг к ним выходил сам Крайний, но убедить их в своей правоте не сумел.
Тогда в ситуацию вмешались первые лица страны: президент и премьер (кстати, оба не раз попадали в объективы фотокамер с удочками в руках и даже иногда с уловом). Глава государства Дмитрий Медведев 7 апреля получил Генпрокуратуре проверить соблюдение прав россиян на бесплатную рыбалку, а Владимир Путин потребовал от Крайнего ввести до осени этого года мораторий на конкурсы по распределению участков под платную рыбалку, что тот и сделал.
В свою очередь депутаты-единороссы в конце прошлой недели провели слушания по поводу скандального закона в Госдуме, на которых пообещали внести осенью новый законопроект и закрепить в нем базовые права рыбаков-любителей и обязанности арендаторов водоемов.
Сам Крайний в интервью газете ВЗГЛЯД утверждал, что те, кто успел выиграть тендер на участки, уже не лишатся прав собирать плату за коммерческую рыбалку.
«Закон обратной силы не имеет. Мы не можем выкинуть на улицу, оставить без работы тех людей, которые этим зарабатывают. Например, в Астраханской области сейчас создано более 400 рыболовецких баз, на которых заняты 20 тыс. человек. Ежегодно регион посещают 3 млн человек. Базы создают рабочие места», – говорил Крайний, добавив, что договоры будут расторгаться с теми, кто решил брать деньги за «подъем шлагбаума» и не создает «инфраструктуру у воды»
Тем не менее тотчас после выступления премьера Крайний назначил на четверг свою новую пресс-конференцию, на которой, по-видимому, прозвучит уточненная позиция его ведомства.
В своем выступлении Путин также призвал ограничить места платной рыбалки – по его словам, они не должны превышать 5% от всего зеркала воды в регионе.
«Есть люди, которые хотят порыбачить за деньги в хороших комфортных условиях. Но подавляющее большинство, почти 100% рыбаков-любителей, конечно, хотят на место традиционного лова, так же как и было десятилетиями до этого, и иметь возможность свободно рыбу ловить и не хотят за это платить. Как в некоторых местах Подмосковья 1000–1500 рублей за какую-то там путевку, за лицензию. Они лучше возьмут рублей за 200–300 рублей какой-нибудь «витамин», – отметил Путин.
Отметим, что в ходе общения Путина с депутатами имя Крайнего звучало в контексте обвинений в коррупции. Путин прокомментировал историю с заказом Росрыболовством судов.
Так, один из депутатов-справедроссов напомнил о заключении Счетной палаты, согласно которому в 2009 году Росрыболовство заключило четыре госконтракта в 1,7 млрд рублей на строительство научно-исследовательских судов для воспроизводства рыбы, причем контракты были заключены с организациями-посредниками без производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов, технологических возможностей и опыта проектирования и строительства судов.
«Если там действительно есть какие-то элементы манипуляций, то, безусловно, люди, ответственные и виновные в этом, будут изобличены и наказаны», – сказал Путин.
«Нужно посмотреть, когда, в какие сроки, кто конкретно заказывал и почему возникли такие неблагоприятные последствия. Выявим. У нас нет никаких оснований кого-то там покрывать. Получат по полной программе», – пригрозил премьер.
По информации Счетной палаты, в большинстве случаев работы по госконтрактам, связанным с заказом судов, оплачивались без проверок фактически выполненных работ, а только на основании представленных исполнителем актов о приемке выполненных работ, справок о стоимости затрат и счетов-фактур.
Так, по информации ведомства, ОАО «Дальзавод» в актах выполненных работ указало сведения о разработке проектной конструкторской документации, которую не разработало, и о приобретении комплектующего оборудования, которое не приобретало. Бюджетные средства, полученные от Росрыболовства, в объеме 442,3 млн рублей предприятие использовало на собственные текущие нужды, размещало на депозитных счетах и направляло на денежные займы с целью извлечения выгоды.
Последняя неделя вообще выдалась для Крайнего весьма напряженной. Так, в пятницу, сразу после слушаний в Госдуме, глава Росрыболовства вынужден был посетить Тверской суд Москвы. Там слушается дело его помощника Игоря Бакулина, который, по версии следствия, требовал у предпринимателя 250 тыс. долларов за содействие в победе на аукционе по распределению квот на вылов рыбы. Крайний выступил в защиту Бакулина, утверждая, что тот не мог ни на что повлиять в таких торгах.