Во вторник министр иностранных дел Италии Франко Фраттини после встречи в Риме с главой созданного ливийскими мятежниками переходного национального совета Мустафой Абдель Джалилем сообщил, что с начала кризиса в Джамахирии жертвами режима Муамара Каддафи стали 10 тыс. человек, а свыше 50 тыс. человек получили ранения. По мнению итальянского министра, «ответственность» за это «лежит на всех нас».
Мы ожидаем от России усилий по прекращению военной операции. Хотя решения ООН и незаконны, мы им подчиняемся как решениям ООН, включая запреты на полеты. Однако военная операция должна быть прекращена немедленно
Известно, что наиболее ожесточенные бои идут в эти дни в третьем по размеру городе страны Мисрате. Повстанцы уже несколько недель удерживают Мисрату на западе Ливии, оставаясь, по сути, в окружении правительственных войск. На прошлой неделе город вновь подвергся обстрелам со стороны ливийских войск. Пресса сообщала, что при атаке на него использовались кассетные бомбы. Жертвами обстрелов, согласно этим данным, стали около 1 тысячи человек, в основном из числа мирного населения, еще не менее 3 тысяч получили ранения. Во вторник Еврокомиссия сообщила, что в эвакуации из города нуждаются порядка 4 тысяч человек.
В интервью телеканалу RT заместитель главы МИД Ливии Халед аль-Каим опроверг сообщения о нарушении правил ведения войны со стороны ливийской армии. В частности, он отрицает факты применения кассетных бомб. Кроме того, аль-Каим рассказал о том, как власти планируют погасить конфликт.
– Начнем с обвинений оппозиции и организации «Международная амнистия» в применении ливийской армией установок реактивной артиллерии «Град» и кассетных бомб в ходе боевых действий. Правда ли это? И как вы это прокомментируете?
– Во-первых, как только поступили эти сообщения, МИД официально связался с командованием вооруженных сил и запросил, действительно ли применялись кассетные бомбы. На это был получен ответ, что кассетных бомб нет на вооружении в ливийской армии и они не применялись. Мы обращаемся ко всем, что у нас есть свидетельства, которые могут нам помочь, и они могут быть предоставлены официальными ливийскими кругами.
Мы проведем расследования, пригласив представителей международных организаций. «Град» не является запрещенной системой оружия и не применялся против тех районов, где проживает гражданское население, а только по районам расположения боевой техники.
Армия сейчас не ведет боевые действия в Мисрате, а поступающие сообщения далеки от истины. Сейчас мятежники укрепляются в районах Каср Ахмед, сталелитейного завода и госпиталя, а в ряде зданий вблизи госпиталя расположились снайперы из числа военнослужащих и гражданских лиц.
#{smallinfographicleft=478830}– Не могли бы вы обрисовать нам положение в районе боевых действий, т. к. есть сведения, что оппозиция овладела городом Адждабия и пытается захватить город эль-Брега?
– На самом деле вооруженные силы, чтобы не допустить потерь среди гражданского населения, оставили город Адждабия и находятся за его внешними границами. Мятежники время от времени входят в город, нападая на отряды народного ополчения. При этом противодействие им оказывается исключительно с оборонительных позиций, а не путем проведения наступательных действий.
Брега расположена в 40 километрах от Адждабии, и неудивительно, что некоторые мятежники смогли просочиться в район этого города, находящегося под контролем вооруженных сил Ливии. Что же касается Адждабии, то ливийские войска могут вновь занять ее в течение нескольких часов. Это нам сообщил ответственный источник в командовании вооруженными силами.
– Можно ли считать, что международные усилия по урегулированию ливийского кризиса завершены, особенно после того, как Переходный национальный совет отверг все инициативы, поставив условием начала диалога уход лидера ливийской революции Муамара Каддафи?
– Вопрос решения будущего ливийского народа лежит вне компетенции группы из девяти человек, назначивших самих себя и не владеющих ситуацией. Даже операции против вооруженных сил ведутся не под их руководством. Эта группа сотрудничает с рядом государств, и эти государства пытаются придать ей вид законности.
Однако в действительности там присутствуют вооруженные группы «Аль-Каиды*» и отряды экстремистов, а также молодых авантюристов из числа бывших военнослужащих. Но на самом деле они не обладают никакой властью и представительством. Никто из переходного совета не управляет какими-либо из перечисленных вооруженных группировок, какими бы они ни были. Но нам сейчас не нужно кровопролитие.
В действительности каждая капля крови наших братьев с востока или запада страны приносит нам боль. По исламу и в соответствии с общепринятыми нормами ливийского общества кровопролитие и убийство ливийца ливийцем запрещено религией и отвергается обществом. Все призывы безосновательны.
Политическая борьба не должна принимать формы военного насилия, поскольку государство утвердило необходимость политического диалога, подготовку конституции, проведение реформ и издание законов, связанных с основными свободами, и этот путь был выбран четыре года назад, а не только что. Были сделаны завершающие шаги, и 2 марта намечалось утвердить нововведения и издать в виде законов. Однако, к сожалению, вооруженный мятеж лишил ливийцев радости быть свидетелями реформ в рамках развития государства и улучшения его функционирования. К сожалению, вооруженный мятеж все испортил.
«Мятежники связаны с «Аль-Каидой»
– Каким образом может быть разрешен кризис в Ливии?
– Предпринятые инициативы еще не провалились, и если есть люди из числа свободных ливийцев, которых на самом деле беспокоит будущее Ливии и народа, то они могут собраться в рамках национального диалога и обсудить будущее страны.
В сложившейся ситуации решение кризиса представляется следующим образом: во-первых, прекращение боевых действий со стороны блока НАТО, во-вторых, присутствие наблюдателей на ливийской территории, чтобы они могли проверить выполнение решений о прекращении огня и правильно ли проводятся реформы, в-третьих, снятие воздушной блокады, которая может осуществляться до проведения реформ, но предусматривать возможность для ливийцев получать лечение за границей, выезжать на учебу и для других целей, а также импорт медикаментов и продовольствия. После этого должен начаться внутринациональный диалог, переходящий к написанию конституции в рамках африканской дорожной карты. Таково решение вопроса.
Однако сейчас на Западе рассуждают о защите гражданского населения, а тем временем пять с половиной миллионов жителей на западе и на юге страны ежедневно подвергаются бомбардировкам с воздуха и обстрелам с моря со стороны сил НАТО, что не имеет ничего общего с законностью, хотя и проводится под лозунгом защиты гражданского населения. Пять миллионов мирных жителей нуждаются в защите. Кто их защитит?
В НАТО утверждают, что защищают гражданских лиц. Где эти гражданские? Этот вопрос мы ставим перед международным сообществом, и его же могут смело поставить наши российские друзья: где это мирное население? Там есть мятежники.
Действия сил НАТО проходят следующим образом: террор мирного населения западных районов, лишение его продовольствия и других благ цивилизации – медикаментов и возможности лечиться за границей, а также поддержка мятежников и участие в боевых действиях на их стороне, обеспечение воздушного прикрытия отрядов мятежников, которые просят участия боевой авиации в их наземных операциях.
Силы НАТО не хотят высаживать свои войска на ливийскую территорию, но они поддерживают группы мятежников с воздуха. Каждый день подтверждает, что эти группы связаны с «Аль-Каидой», и последним свидетельством этого стала статья в лондонской газете «Аль-Хаят», в которой со слов Завахири – одного из лидеров «Аль-Каиды» – говорится, что он – Завахири – и Америка действуют для достижения одной и той же цели.
#{image=502048} – Как вы оцениваете позицию России по отношению к ливийскому кризису и что ожидаете от России?
– Мы высоко оцениваем позицию России, поскольку в условиях тех действий, которые предпринял блок НАТО против Ливии и попытки установления господства над ней по причине ее стратегического положения в Средиземноморье и того факта, что она является воротами на африканский континент и внешний мир, в условиях той стабильности и появления различных благ, которые имели место до начала известных событий, единственным сдерживающим началом были Россия и Китай. США и НАТО предпринимают сейчас наступление на границы России через страны Восточной Европы и намереваются действовать в государствах Средней Азии.
Они также осуществляют свой проект через соседей Ливии на африканском континенте. На этом фоне стратегическим сдерживающим началом являются Россия и Китай. Мы ожидаем от России усилий по прекращению военной операции. Хотя решения ООН и незаконны, мы им подчиняемся. Однако военная операция должна быть прекращена немедленно, равно как и вооружение мятежников и их финансовая поддержка.
Мы ожидаем от России, а также от крупных развитых государств, таких как Китай, ЮАР, Индия и Бразилия, поддержки российской позиции относительно прекращения военной операции, а также прекращения банковского пиратства в европейских и американских банках по отношению к ливийским счетам и воздействия на ситуацию с целью нахождения политико-дипломатического решения ливийского кризиса.
– Замечаете ли вы, что среди стран НАТО наметились разногласия по поводу проведения военной операции против Ливии?
– Это как раз и свидетельствует о том, что их операция носит несправедливый характер и голоса в НАТО разделились. Небольшие страны выступают «против», а три крупных страны призывают к незаконным действиям, противоречащим международному праву. Тогда надо было установить воздушную блокаду над Газой. Почему над Ливией? Ливия соблюдает международное право, свои внутренние законы. Это откровенное вмешательство в наши внутренние дела. Лучше бы они помогли найти мирный, политико-дипломатический способ решения проблемы, а не толкали бы Ливию к настоящей гражданской войне.
– Ожидаете ли вы, что силы НАТО могут произвести высадку в Мисрате под предлогом защиты мирного населения?
– В этом случае правила ведения боевых действий изменятся. Согласно источникам в вооруженных силах, Ливия не будет соблюдать бесполетный режим и применит наземные сверхзвуковые средства противовоздушной обороны. Оружие будет роздано народу, который будет защищать свою независимость на поле боя. Правила игры изменятся.
– НАТО заявило о необходимости оснащения своих сил, участвующих в операции против Ливии, самолетами, имеющими системы высокоточного оружия для их использования против ливийских вооруженных сил с целью защиты мирного населения. Вместе с этим Америка, Франция и Британия стремятся получить от ООН решение об устранении ливийского лидера Муамара Каддафи. Как вы оцениваете это?
– По международному праву ни ООН, ни кто-то другой не могут решать политическое будущее государства. Они могут помочь в организации национального диалога, в осуществлении реформ, но решать, кто будет главой государства, какова будет система правления в стране, могут только сами ливийцы и никто иной.
Мы еще раз говорим о том, что глава государства готов провести опрос граждан относительно форм правления, будь то президент, премьер или король. Муамар Каддафи – наш национальный лидер и символ государства, и он готов провести референдум о власти в стране, в результате которого, мы уверены в этом, большинство населения поддержит кандидатуру признанного национального лидера Муамара Каддафи.
– Существуют ли скоординированные действия между ливийскими властями и международными организациями по вопросам беженцев и гуманитарной помощи?
– Мы разрешили представителям мировой продовольственной программы приехать в Мисрату, несмотря на то, что мятежники контролируют порт Каср Ахмед, мы разрешили турецким и греческим судам зайти в порт, мы разрешили Красному Кресту открыть свое представительство в Триполи и посетить район Мисраты. Мы помогли осуществить эвакуацию семей из Мисраты – там их оставалось уже совсем немного.
Мы помогли еще раньше эвакуировать из Мисраты дом престарелых со всеми в нем проживающими, а также детский дом со всеми детьми. Кроме того, мы помогли в эвакуации нескольких семей, которые еще оставались в местах, расположенных неподалеку от порта Каср Ахмед, и обеспечить их охрану с помощью сотрудников Красного Креста. Мы получили приглашение от ЮНИСЕФ. Завтра мы встречаем делегацию от ООН во главе со спецпредставителем генсека ООН Абдель-Хатыбом и заместителем генсека по гуманитарным вопросам Валери Амос.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ