Итоги выборов, состоявшихся в России накануне, подтверждают лидерство «Единой России». Самый большой результат у единороссов на Чукотке, где они получили свыше 71% голосов. Во всех остальных регионах единороссы набирают более 40%. Исключением стала Кировская область (37%), но благодаря победе в одномандатных округах «ЕР» и здесь получит половину мандатов парламента.
Уже можно предположить, что явка в декабре будет высокой и конкуренция между партиями возрастет
Выборы состоялись в парламенты 12 регионов: республик Адыгея, Дагестан, Коми; Калининградской, Кировской, Курской, Нижегородской, Оренбургской, Тамбовской, Тверской областей, а также в Чукотском и Ханты-Мансийском автономных округах.
Оппозиционные партии, по мнению наблюдателей, не гнушались использовать самые скандальные технологии. Однако, несмотря на это, «Единая Россия» смогла улучшить результаты даже в сложных для себя с электоральной точки зрения регионах. Во многом это результат использования новых технологических подходов, заявил в интервью газете ВЗГЛЯД замдиректора НИИ социальных систем МГУ им. М. В. Ломоносова Дмитрий Бадовский.
ВЗГЛЯД: Исходя из результатов выборов, Дмитрий Владимирович, можно ли считать, что «Единая Россия» улучшила свой результат? Хотелось бы услышать оценку выборов.
Дмитрий Бадовский.: Результаты мартовских выборов у партии выше показателей пятилетней давности. Второй важный момент – выборы проходили на фоне довольно высокой явки. Политические силы их во многом рассматривали как подготовку к федеральной кампании.
Мартовские выборы показали, что «Единая Россия» мобилизует и расширяет свой электорат, умножает число сторонников. Причем происходит это даже в проблемных для партии власти субъектах Федерации. Показательно, что единороссам вновь удалось везде подтвердить свои позиции и получить устойчивое большинство в региональных парламентах.
ВЗГЛЯД: Участники процесса заявляют, что кампания была очень агрессивной, по сравнению с прошлыми. В ход даже шли призывы хватать биты, отмечали случаи избиения агитаторов правящей партии. Как избиратели восприняли подобные методы?
Д.Б.: Надо понимать, что такие вещи работают только в краткосрочном режиме. Рост агрессии со стороны оппозиции объясняется ее стремлением к большей мобилизации электората. Она активно готовится к федеральной кампании.
Но тут надо понимать, что в одноразовом порядке логика атаковать партию власти и нагнетать градус недовольства в принципе может сработать. Вот только если ее эксплуатировать постоянно, то можно получить обратную реакцию, вызвать отторжение у избирателей. Люди ждут от партий обсуждения содержательных вопросов. Если дискуссия будет превращаться в махание кулаками, эффект будет противоположным.
ВЗГЛЯД: Видимо, так и произошло в Дагестане, где ЛДПР после скандальных высказываний Владимира Жириновского получила 0%?
Д.Б.: Безусловно, результат ЛДПР в Дагестане связан с негативными высказываниями Владимира Жириновского по поводу жителей Северного Кавказа. Если бы выборы состоялись в других республиках Северного Кавказа, результат был бы похожим. В итоге проценты ЛДПР перетекли к другим партиям.
ВЗГЛЯД: На этих выборах «ЕР» отказалась в ряде регионов от губернаторов во главе списков. Насколько удачным было такое решение?
Д.Б.: «Единая Россия» давно пробует разные технологии. Начиная с прошлого года она делает ставку на привлечение федеральных депутатов для участия в региональных кампаниях и поиск новых лиц. Это, безусловно, элементы подготовки к думской кампании.
В целом мартовская кампания выстраивалась по-разному, отрабатывались различные подходы. Региональные выборы тем и хороши, что на них можно опробовать новые технологии. Так что мартовская кампания в этом плане была совсем небесполезной для «Единой России».
ВЗГЛЯД: Можно ли считать мартовские выборы репетицией декабрьских? Или же повестка была совсем другой?
#{smallinfographicleft=475518}Д.Б.: Репетицией их можно считать лишь отчасти. В любом случае, это была последняя тренировка перед думскими выборами. Повестка дня была далеко не единообразной и строилась, главным образом, вокруг местных проблем, вопросов эффективности региональной власти. На думских выборах она будет другой – общефедеральной. Понятно, что парламентская кампания будет тоже тесно связана с предстоящими президентскими выборами. И ее идеология будет более стратегически выверенной.
Мартовские выборы прежде всего продемонстрировали, что оппозиция входит в режим мобилизации, активизирует сторонников, чтобы побороться за второе и третье места в федеральном парламенте. Уже можно предположить, что явка в декабре будет высокой и конкуренция между партиями возрастет. А следовательно, партии власти необходимо будет отрабатывать новые технологические подходы.