В преддверии встречи глав МИД стран НАТО и России генсек альянса прокомментировал озвученное ранее Дмитрием Медведевым предупреждение об ответных шагах, которые будет вынуждена предпринять Москва в ответ на развертывание американской ПРО в Европе.
По моим оценкам, эта возможность остается до предстоящего в мае саммита НАТО в Чикаго
По словам Андерса Фог Расмуссена, пока альянс считает преждевременным говорить о какой-то военной реакции со стороны блока. «Я хочу напомнить, что президент Медведев оставил дверь для диалога открытой. Поэтому, по моим оценкам, у нас еще есть время для достижения компромисса. Но его слова напоминают нам о конфронтации прошлой эпохи и наводят на мысль о фундаментальном недопонимании масштаба и целей наших систем ПРО», – приводит его слова ИТАР-ТАСС.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, 23 ноября Медведев озвучил ряд мер военно-технического характера, которые российская сторона предпримет в случае провала переговоров по ПРО. В частности, речь идет о размещении ракет на западных границах России.
В США, однако, в ответ предупредили, что Вашингтон продолжит строительство ПРО независимо от мнения России на этот счет.
Генсек альянса в этой связи вновь подчеркнул, что позиция НАТО по вопросу противоракетной обороны предельно ясна: ПРО необходима для безопасности альянса, и по своим техническим параметрам система неспособна ограничить возможности стратегического потенциала России.
В Москве, однако, считают по-другому. Накануне начальник Генштаба Вооруженных сил Николай Макаров подчеркнул, что уже сегодня размещаемые в Европе элементы ПРО США представляют угрозу для России: «Даже сейчас некоторые элементы противоракетной обороны, создаваемые в том числе в Польше, начинают влиять на наш стратегический ядерный потенциал».
Начальник Генштаба посетовал на то, что европейские партнеры России отвергли все ее предложения, в частности, о создании единой системы ПРО с участием России и о секторальном подходе к ее строительству.
Кроме того, Макаров рассказал о другом компромиссном варианте, который предлагала Москва. «Мы предложили другой вариант, если альянс считает, что государства НАТО должны сами защищать себя: разместим ударные противоракетные средства так, чтобы их зона поражения не заходила на территорию Российской Федерации. Соответственно, наша зона ПРО не будет выходить за территорию Российской Федерации. Но и этот вариант, как нам сказали, не подходит», – отметил он.
Для переговоров у сторон остается совсем немного времени. «По моим оценкам, эта возможность остается до предстоящего в мае саммита НАТО в Чикаго. Я надеюсь, что у нас еще есть возможность для проведения в Чикаго столь же позитивного саммита, как в Лиссабоне в прошлом году», – добавил Расмуссен.
Очередной этап переговоров по проблеме ПРО пройдет в четверг, на заседании совета Россия – НАТО. «На заседании СРН будут рассмотрены промежуточные итоги выполнения достигнутых на саммите 20 ноября 2010 года в Лиссабоне договоренностей о выстраивании подлинного стратегического модернизированного партнерства Россия – НАТО на принципах неделимости, безопасности, взаимного доверия, транспарентности и предсказуемости с целью создания единого пространства мира, безопасности и стабильности в Евроатлантике», – сообщили в среду в МИД РФ.
В ведомстве добавили, что на встрече будут представлены российские подходы к возможному взаимодействию в сфере ПРО в контексте заявления президента Дмитрия Медведева. В частности, упор будет сделан на необходимость оформления четких гарантий, что развертываемые противоракетные средства не будут работать против российского стратегического потенциала. «Такие гарантии должны основываться на объективных критериях, позволяющих оценивать соответствие создаваемой ПРО заявленной цели – противодействию ограниченным ракетным вызовам, источники которых находятся за пределами Европы. Дверь перед дальнейшими переговорами по этому вопросу мы не захлопываем. Речь идет о реакции на объективные реальности – материализацию противоракетных планов, когда нас, по сути, ставят перед свершившимися фактами», – подчеркнули в МИДе.