В понедельник спикер Совета Федерации (СФ) Валентина Матвиенко, выступая на заседании Госсовета, заявила, что институт полномочных представителей президента в федеральных округах не отвечает требованиям времени. Она отметила важную роль полпредов в приведении региональных законов в соответствие с федеральными решениями, а также при выполнении других задач. Под этот институт было создано 168 окружных федеральных структур, напомнила спикер. «Но сегодня ситуация изменилась, в таком виде он себя изжил», – приводит «Интерфакс» слова Матвиенко.
Но возникает вопрос: если сейчас речь идет о возврате прямых выборов губернаторов, тогда, наверное, какой-то смысл в полпредах есть
По ее словам, с учетом курса на децентрализацию власти нужно создать представительства Минрегиона и, возможно, ввести «министров по делам территорий». «При этом министры по территориям не должны вмешиваться в компетенцию региональных властей», – считает спикер СФ.
Кроме того, Матвиенко предлагает отдать регионам управление федеральным имуществом. «При распределении полномочий надо идти смелее и дальше. Например, я считаю необходимым передать регионам управление госимуществом, в том числе федеральным», – сказала она, указав, что речь идет об имуществе, которое не является стратегическим, добавив, что десятилетиями в каждом субъекте стоят разрушенные здания.
Вице-президент фонда «Центр политических исследований» Георгий Чижов считает, что на сегодняшний день полпреды скорее не нужны, чем наоборот. «Институт полпредов создавался во времена губернаторской вольницы, когда во многих регионах принимались нормативные акты, которые противоречили федеральному законодательству. Кроме того, губернаторы тогда избирались», – напомнил Чижов газете ВЗГЛЯД.
Поэтому, указал политолог, полпреды должны были привести нормативную базу регионов в соответствие с федеральной, а также взять под контроль местных силовиков и другие подразделения федеральных структур, которые подчинялись не центру, а губернатору. «Конечно, эти задачи давно решены. Более того, губернаторы стали фактически назначаться президентом. Поэтому на сегодняшний день полпреды стали пятым колесом в телеге», – отметил Чижов, напомнив, что заявление президента о возвращении выборности губернаторов «может очень сильно повлиять на правила игры».
Напомним, в послании Федеральному собранию президент Дмитрий Медведев заявил о необходимости перехода к выборам губернаторов прямым голосованием жителей регионов. «Надо дать всем активным гражданам законную возможность участия в политической жизни», – сказал Медведев.
Ранее в ходе прямой линии с гражданами премьер-министр Владимир Путин сказал, что можно пойти на то, чтобы своих кандидатов в губернаторы называли все политические партии, входящие в региональные парламенты. При этом он подчеркнул, что эти кандидатуры должны проходить через фильтр президентского решения, а затем выноситься на прямое голосование в регионе.
Директор Международного института политической экспертизы, глава холдинга «Минченко консалтинг» Евгений Минченко также указывает на то, что полпреды «решили основные задачи». «Но возникает вопрос: если сейчас речь идет о возврате прямых выборов губернаторов, тогда, наверное, какой-то смысл в полпредах есть», – сказал Минченко газете ВЗГЛЯД, отметив, что пока он не видит «никакой системы» в последних инициативах властей, что приводит его в «удручающее состояние».
«Я не понимаю, почему у нас были судьбоносные решения, скажем, о приставных стульчиках для партий, которые наберут 5–6%, а потом решили вернуть пятипроцентный барьер, а потом какие-то мифические пропорциональные выборы по 225 округам – что это значит, пока никто объяснить не может... На мой взгляд, лучше уж никаких инициатив, чем такие», – сказал политолог.
По словам эксперта, если речь идет о том, чтобы успокоить «протестную стихию», «надо предложить четкую, логичную и подробно объясненную систему государственной власти». «Люди, которые выходили на митинги, они в массе своей, в общем-то, вполне рациональные и думающие люди, которые хотят осмысленных ответов, а вместо этого им задают какие-то загадки и предлагают по поводу этих загадок успокоиться», – полагает он.
Что касается идеи Матвиенко заменить полпредов на «министров по делам территорий», Минченко признался, что пока не понимает, что именно предлагает спикер СовФеда. «Что, переименовать полпредов в министров? Просто призываю Валентину Ивановну и других наших лидеров: меньше тумана и гипноза, а больше конкретики», – подытожил эксперт.
Гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов согласен, что, прежде чем говорить о возможности отмены института полпредства, надо понять, какая альтернатива ему предлагается.
«Я альтернативы пока не вижу, во-первых, а во-вторых, не понимаю, что, собственно, предлагается: заменить полпредов новыми министрами по делам регионов, либо это будут люди, которые будут в каждом регионе? Неочевиден круг полномочий и функции этих людей. Мне кажется, что не стоит принимать серьезные решения в системе влияния федерального центра на регионы, что называется, с голоса. Надо посмотреть, что конкретно представляют собой предложения Матвиенко, необходимо обсудить их достаточно широко и в обществе, и среди тех сообществ, где есть опыт принятия финансовых решений по регионам, затем провести парламентские слушания и принять законопроект в соответствии с нормами», – сказал Орлов РИА «Новости».
Институт полномочного представителя в федеральном округе был учрежден в мае 2000 года. Полпреды обеспечивали реализацию конституционных полномочий главы государства. До этого существовал институт полномочных представителей президента в регионах. Согласно закону, полпреды обеспечивают реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа.
Последним назначенным на эту должность стал депутат Госдумы пятого созыва Михаил Бабич. Медведев подписал указ о назначении Бабича своим полпредом в Приволжском федеральном округе вместо Григория Рапоты, который стал госсекретарем Союзного государства России и Белоруссии, 16 декабря.