В Кремле назвали одним из главных результатов прошедшего во вторник саммита Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) договоренность о порядке размещения военных баз третьих стран на территории стран, входящих в организацию.
На чрезвычайную ситуацию, которая не может быть ликвидирована силами и средствами государства – члена ОДКБ, на территории которого она произошла
«Одной из главных достигнутых сегодня договоренностей в российской делегации считают договоренности о размещении военных баз вне региональных держав на территории государств ОДКБ только с согласия партнеров ОДКБ», – цитирует пресс-секретаря президента России Наталью Тимакову РИА «Новости».
По ее словам, «Россия рассматривает это как дополнительный фактор стабильности на Евразийском континенте и наглядную демонстрацию союзнического характера отношений между нашими странами».
Это решение получило особую актуальность в связи с тем, что недавно Пентагон предложил Таджикистану и Узбекистану создать на их территории сеть учебных центров, чтобы обучать узбекских и таджикских военных использованию техники и вооружений, которые будут переданы им безвозмездно войсками НАТО после их вывода из Афганистана. Американцы таким образом надеются продолжать сдерживание талибов после своего ухода, но уже силами сопредельных государств. Однако наблюдатели полагают, что подобные учебные центры со временем могут быть превращены в военные базы.
Кроме того, в Киргизии сохраняется база ВВС США, размещенная в бишкекском международном аэропорту Манас в 2001 году в рамках операции «Несокрушимая свобода» в Афганистане.
Напомним, в ОДКБ, кроме Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, входят Россия, Армения, Белоруссия и Казахстан.
Во вторник в Кремле также было оформлено решение, принятое ранее в этом году – отныне войска ОДКБ – КСОР могут привлекаться для подавления мятежей внутри одной из стран – участниц КСОР. Подписано решение об утверждении Положения о порядке реагирования государств – членов ОДКБ на чрезвычайные ситуации.
Как сообщает пресс-служба ОДКБ, «в Положении определяется порядок коллективного реагирования Организации, в том числе с привлечением сил и средств, входящих в состав КСОР, на чрезвычайную ситуацию, которая не может быть ликвидирована силами и средствами государства – члена ОДКБ, на территории которого она произошла».
Ранее КСОР были предназначены лишь для отражения внешней агрессии. Необходимость использовать войска КСОР и против внутренних угроз вновь стала актуальной после массовых волнений в Западном Казахстане, произошедших в конце прошлой недели. Впрочем, лидеры ОДКБ в Кремле отдельно подчеркнули, что Астана полностью контролирует ситуацию в Жанаозене и никакой внешней помощи не требуется.
Решение о новой роли войск КСОР еще летом анонсировал президент Белоруссии Александр Лукашенко, а наблюдатели увидели его цель в подавлении революций и связали с «арабской весной».
«Конечно, фронтом, войной никто на нас не пойдет, а вот конституционный переворот совершить руки у многих чешутся», – говорил Лукашенко в августе. По его словам, «мы должны защищать целостность и независимость стран ОДКБ». Актуальности этой договоренности о возможности антикризисных операций КСОР добавили недавние беспорядки в Казахстане.
Ташкент передумал
Еще одной интригой саммита была позиция Узбекистана. Президент Ислам Каримов впервые принял участие в саммите ОДКБ за несколько лет. Ранее он проигнорировал несколько заседаний своих коллег, поскольку как раз и не был согласен с идеей вмешательства сил КСОР во внутренние дела республик.
В октябре на правах председательствующей страны президент Белоруссии Александр Лукашенко даже пригрозил исключить Ташкент из ОДКБ. «Нам надо принимать решение по Узбекистану. Потому что тройная игра, которую сегодня ведет Узбекистан, не позволяет ему находиться в ОДКБ», – заявил Лукашенко, подчеркнув, что Ташкент не ратифицировал ни одного существенного документа, принятого в рамках ОДКБ.
Судя по всему, угроза исключения подействовала: Каримов не только приехал на саммит, но и подписал наконец все совместные документы.
Генсек ОДКБ Николай Бордюжа ранее заявлял газете ВЗГЛЯД, что без Ташкента успешно защищать стабильность в регионе невозможно. «Узбекистан – это одно из ключевых государств в центрально-азиатском регионе, и без его участия создать там эффективную систему коллективной безопасности достаточно сложно, – говорил Бордюжа. – Мы исходим из этого».
Лидеры ОДКБ в своем итоговом заявлении также коснулись и темы Афганистана: «Особую озабоченность вызывает осложняющаяся обстановка в Афганистане, который непосредственно прилегает к зоне ответственности организации». Неофициально лидеры ОДКБ признают, что обстановка в соседнем Афганистане может резко обостриться уже через год, когда эту страну покинут войска США.
Не исключено, что нынешняя уступчивость Каримова была вызвана как раз перспективой уже вскоре снова, как и в 1990-е годы, оказаться один на один с афганскими талибами, которые прямо рвались в Узбекистан, собираясь создать там филиал своего халифата.
Следующая встреча в верхах намечена на май, она юбилейная и посвящена 20-летию подписания Договора о коллективной безопасности и 10-летию создания ОДКБ.