Москва считает, что сирийская оппозиция пытается спровоцировать повторение в стране ливийского сценария.
Я бы назвал такую позицию по большому счету безнравственной
Это дал понять во вторник глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров, комментируя нежелание западных стран обратить внимание на совершаемые оппонентами режима Башара Асада акты насилия.
«Есть достаточно серьезные факты, в том числе как развивается ситуация в городе Хомс. Там уже пару кварталов заняли вооруженные группы боевиков, они нападают на полицейских. Мне кажется, что цель экстремистов заключается в том, чтобы спровоцировать гуманитарную катастрофу и получить предлог, чтобы потребовать внешнего вмешательства в конфликт», – сказал глава МИДа по итогам встречи со своим алжирским коллегой Мурадом Меделси.
Россия, напомнил он, неоднократно высказывалась за то, что насилие должно быть прекращено с обеих сторон. «Но здесь начинается «закавыка»: наши партнеры не хотят осуждать насилие, проявляемое вооруженными экстремистскими группировками, все более активно действующими против сирийских властей. Когда наши западные партнеры подобные действия вооруженных групп публично квалифицируют как «проявление устремлений сирийского народа к демократии, борьбу с диктатурой», это выглядит неадекватно», – приводит слова министра ИТАР-ТАСС.
На этом фоне, следовало из слов министра, заявления Запада о невозможности повторения в Сирии «ливийского сценария» звучат неубедительно.
При этом недоумение Москвы вызывает настойчивое желание ее партнеров добиваться ужесточения санкций против Дамаска, несмотря на то что такие методы воздействия «никогда не работают». «Партнеры в США и ЕС проявляют решительность, применяя все новые и новые санкции, направленные против Сирии, включая экономические санкции, которые негативно сказываются на положении населения. Думаю, это нехорошая решительность», – заметил Лавров.
Необоснованными он счел и обвинения в адрес России, не желающей поддерживать антисирийскую резолюцию, хотя сама Москва предлагает принять более сбалансированный документ. «Наш проект на столе переговоров, и если те, кто отказывается оказывать давление на вооруженную, экстремистскую часть оппозиции, одновременно обвиняют нас в блокировании работы Совета Безопасности, я бы назвал такую позицию по большому счету безнравственной», – подчеркнул Лавров.
Он также добавил, что в случае необходимости Россия могла бы направить в Сирию собственных наблюдателей, в случае если власти в республике будут в этом заинтересованы.
Напомним, в конце ноября Сирия официально согласилась с требованиями Лиги арабских государств (ЛАГ), касающимися размещения в стране наблюдателей из арабских и исламских стран. Такой шаг, по мнению представителей лиги, помог бы получить правдивую информацию о том, что происходит в этой стране.
Оппозиция, в частности, обвиняет сирийские власти в массовых нарушениях прав человека. Частично с этими обвинениями соглашаются и в ООН. Так, согласно докладу, подготовленному верховным комиссаром ООН по правам человека Нави Пиллай, жертвами продолжающихся с марта антиправительственных выступлений в Сирии стали уже около пяти тысяч человек. При этом сама она заявила, что действия сирийских властей попадают под юрисдикцию Международного уголовного суда. «Регулярность и систематический характер убийств, задержаний и пыток говорят о том, что в стране совершались преступления против человечности», – заявила она во вторник.
В самом МУС подчеркнули, что для расследования этих обвинений нужна санкция Совбеза ООН, так как Сирия не является государством – участником Международного уголовного суда. «Это может произойти только в том случае, если Совет Безопасности ООН официально передаст вопрос о ситуации в Сирии на рассмотрение МУС, как это ранее имело место в случае с Ливией и Суданом», – сообщила новый прокурор суда Фату Бенсуда.