США не намерены менять свои планы по развертыванию системы ПРО в Европе.
Вся риторика, которую мы сейчас слышим, – это риторика стиля и наполнения холодной войны
Так отреагировали в Вашингтоне на озвученное накануне российским лидером Дмитрием Медведевым предупреждение о последствиях такого шага и реакции на него со стороны Москвы.
Президент, в частности, заявил, что так как переговоры по ПРО зашли в тупик, для обеспечения российских интересов им отдано распоряжение незамедлительно ввести в боевой состав радиолокационную станцию системы предупреждения о ракетном нападении в Калининграде, в рамках создания системы воздушно-космической обороны в первоочередном порядке усилить прикрытие объектов стратегических ядерных сил, а также начать оснащать все поступающие на вооружение баллистические ракеты перспективными комплексами преодоления ПРО и новыми высокоэффективными боевыми блокам.
Кроме того, глава государства поставил военным задачу разработать меры, обеспечивающие при необходимости разрушение информационных и управляющих средств системы ПРО, и не исключил, что Россия разместит на западе и на юге страны «современные ударные системы вооружения», в частности, как и предупреждали ранее, развернет в Калининградской области ракетные комплексы «Искандер».
Помимо этого, подчеркнул Медведев, в случае неблагоприятного развития ситуации с ЕвроПРО Москва оставляет за собой право выйти из договора СНВ-3.
Представители США и НАТО, комментируя заявление Медведева, ограничились лишь повторением тезисов о том, что Вашингтон по-прежнему открыт для сотрудничества и что ПРО не представляет угрозы для России.
В то же время генсек альянса Андерс Фог Расмуссен заметил, что угроза разместить ракеты у границ стран – членов НАТО «вызывает глубокое разочарование» у блока. «Это стало бы отголоском прошлого и не соответствует стратегическим отношениям, к которым стремятся Россия и НАТО, и духу диалога, в том числе по ракетным вопросам, который мы сейчас ведем», – считает он.
О том, как теперь изменятся российско-американские отношения и приведет ли данный конфликт к новой холодной войне, газете ВЗГЛЯД рассказал ведущий американский эксперт, аналитик фонда Heritage («Наследие») Ариэль Коэн.
ВЗГЛЯД: Господин Коэн, Медведев заявил, что договориться с США по ПРО возможно, «если партнеры честно и ответственно подойдут к задаче учета законных интересов» России в сфере безопасности. Но США ранее неоднократно давали понять, что их ПРО не направлена против России. Как Вашингтон может доказать свою точку зрения?
#{smallinfographicleft=269513}Ариэль Коэн: Вашингтон уже доказал свою точку зрения. В предлагаемой системе нет количества ракет-перехватчиков, способных преодолеть расстояния до траектории запуска российских ракет. Поэтому разговоры о том, что американская ПРО якобы направлена против России с точки зрения физики и баллистики безосновательны. И то, что в России повторяют страшилки, которые распространяют определенные круги, не проверившие, о чем вообще идет речь, показывает, что из ПРО искусственно создают причину для конфликта.
ВЗГЛЯД: Постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин после обращения Медведева заявил, что по поручению Кремля российские переговорщики будут продолжать консультации с американскими и натовскими партнерами до тех пор, пока США не пройдут «точку невозврата». Где эта точка?
А.К.: Я про эти круги как раз и говорил... С точки зрения США такой «точки невозврата» просто нет. Соединенные Штаты не считают, что тут есть какая-то реальная база для конфликта. Соединенные Штаты говорят о том, что система ПРО не направлена против России. И размещая ее в южных частях Европы (противоракетный локатор в Турции, например, перехватчики на военных кораблях, в Румынии и Болгарии), у США не будет возможности перехватывать российские ракеты.
ВЗГЛЯД: В качестве одной из мер по защите от ПРО Медведев назвал «развертывание ракетного комплекса «Искандер» в Калининградском особом районе». Если до этого дойдет, то какова будет реакция США?
А.К.: Такой шаг будет глубоко неконструктивным и поставит под вопрос все достижения, о которых до этого говорили Обама и Медведев. И мы возвращаемся к российской позиции времен холодной войны, когда две страны друг на друга нацеливали ракеты. Причем этот шаг будет инициирован Россией.
ВЗГЛЯД: Вы верите в то, что Россия на самом деле решится разместить «Искандеры» в Калининградской области?
А.К.: Да, я верю, потому что Россия ведет себя таким образом, будто ей неинтересно конструктивное партнерство с Соединенными Штатами. Все больше говорят о переориентации на Китай. И этот тренд только усиливается.
ВЗГЛЯД: Медведев также заявил о том, что «стратегические баллистические ракеты, которые поступают на вооружение Ракетных войск стратегического назначения и Военно-морского флота, будут оснащаться перспективными комплексами преодоления ПРО и новыми высокоэффективными боевыми блоками». Тогда почему Москва звонит во все колокола?
А.К.: Потому что вся риторика, которую мы сейчас слышим, – это риторика стиля и наполнения холодной войны. США не в состоянии угрожать России еще и потому, что они в долгах как в шелках. Тут не до жиру, быть бы живу! А в России пошли колоссальные ассигнования на оборону. От кого? И если тратятся десятки и сотни миллиардов долларов, то это кому-то нужно.