В среду Госдума приняла в первом чтении правительственный законопроект «О добровольной пожарной охране», который вводит такое новое понятие, как добровольная пожарная охрана (ДПО), а также регламентирует меры социальной и экономической поддержки ДПО; устанавливает права, обязанности и ответственность добровольных пожарных.
15 дворов определяются, мужики сами решают, кто в семье из 3–5 человек способен этим заниматься. Они-то и пройдут обучение и получат сертификаты
Проект был подготовлен в аппарате МЧС. Глава этого ведомства Сергей Шойгу обещал ранее, что закон позволит обеспечить пожарную безопасность в 32 тыс. отдаленных населенных пунктах, которые фактически пока находятся вне радиуса действия пожарных.
Необходимость закона стала очевидной после летних пожаров, охвативших летом среднюю полосу России. Многие рядовые россияне, в особенности жители глубинки, вынуждены были тогда стихийно создавать добровольные пожарные команды и своими руками спасать свои дома и леса от огня, так как сил МЧС явно не хватало.
Законопроект представил депутатам замглавы МЧС Владимир Пучков. Согласно документу, все россияне, желающие стать пожарными, должны войти в состав общественного объединения добровольной пожарной охраны, пройти обучающий курс МЧС, зарегистрироваться и получить лицензию. Обучаться добровольцы будут в учебных центрах МЧС, а практические знания получат в обычных пожарных частях.
Задачи ДПО не уступают задачам профессионалов – это профилактика пожаров, спасение людей и имущества, помощь пострадавшим, участие в локализации и ликвидации возгораний, проведение аварийных работ.
#{image=423137}Расходы на материально-техническое обеспечение ДПО власти нести не обязаны – они возлагаются на учредителей или собственно добровольцев. Как отмечает РИА «Новости», учредителями могут выступать физические или юридические лица.
Впрочем, Пучков рассказал, что власти готовы по возможности поддерживать энтузиазм добровольных пожарных. Так, должности руководителя территориальной добровольной пожарной команды, бухгалтера и водителей ДПО будут штатными. Также предусмотрено страхование всех добровольцев и разные льготы для добровольцев и их семей. Страховать обязаны учредители.
Правда, все нормы о материальном поощрении, страховании и социальной поддержке носят лишь рекомендательный характер и адресованы местным властям. Так, доброволец освобождается от обязанностей на основной работе на период дежурства в ДПО. По словам Пучкова, предусмотрена и компенсация работодателю за отсутствие работника на рабочем месте. Правда, она будет выплачиваться также за счет самой добровольной пожарной охраны.
Общественники категорически против
Против законопроекта резко выступила Общественная палата, чей ответственный секретарь Евгений Велихов призвал спикера Бориса Грызлова снять проект с рассмотрения. По мнению ОП, концепция документа противоречит принципам законодательства в области развития гражданского общества и приведет к незапланированным тратам из бюджета.
Член Общественной палаты Елена Тополева-Солдунова пояснила газете ВЗГЛЯД, что проект нуждается в серьезной доработке с учетом мнения самих добровольцев.
«Сама инициатива правильная. Но законопроект начал разрабатываться в 2009 году, а тех пор сильно изменилось законодательство», – сказала Тополева-Солдунова.
По словам Тополевой-Солдуновой, многие положения проекта не сочетаются с законами об общественных объединениях, некоммерческих и благотворительных организациях. «Как можно принимать закон, который не соответствует другим законам? Это абсурд», – говорит член ОП.
Также она назвала «лукавством» заверения авторов законопроекта о том, что для него не потребуется дополнительных финансов. «Там предусмотрены серьезные меры поддержки добровольной пожарной охраны, что правильно, но реализовать это без дополнительных ассигнований из бюджета невозможно», – утверждает член ОП.
Более того, отметила Тополева-Солдунова, происходит путаница в понятии добровольного пожарного и добровольчества вообще. «Понятия из законопроекта вошли в противоречие с пониманием добровольчества. То, что принимается в этом законе, уже не соответствует реалиям», – говорит член ОП.
По ее оценке, закон напоминает устав Всероссийского добровольного пожарного общества (ВДПО), в то время как требуется «некая рамочная конструкция, которая помогала бы развиваться народному добровольчеству». При этом, утверждает член ОП, проект отсекает тех добровольцев, которые не войдут в общественные объединения. «Нужно разграничить помощь и полномочия, которые государство будет оказывать ВДПО и неорганизованным добровольцам. Не надо отсекать тех, кто готов помогать», – сказала Тополева-Солдунова.
Между тем выступая в Госдуме, Пучков пояснил, что учредитель предприятия, к примеру, сможет создать свою добровольную пожарную дружину, которая будет заниматься профилактикой и тушением пожаров на территории производства. Задействовать такую пожарную команду за пределами предприятия можно будет только с согласия хозяина компании.
В свою очередь во время дискуссии член думского комитета по безопасности, бывший замглавы МЧС Валерий Востротин предложил активнее использовать опыт Норвегии и Германии, где «на одного профессионального пожарного приходится по 18–22 добровольца».
«Откуда у селян деньги на технику?»
#{interviewpolit}Оппозиция в Думе вслед за ОП раскритиковала проект. Коммунисты и справедливороссы долго пытались узнать у Пучкова, на какие все же средства будут действовать ДПО, за чей счет закупаться техника и оборудование, но замминистра в ответ зачитывал положения законопроекта – «на средства учредителей, добровольные пожертвования, за счет собственных средств». «Все должно осуществляться в рамках законодательства», – парировал Пучков.
Депутат Вера Лекарева («Справедливая Россия») предположила, что населению навязывается сомнительная услуга. На что замминистра отметил, что ежегодно 30–32 тыс. семей в стране становятся погорельцами, 50% предприятий после пожара не могут восстановиться в течение года. По словам чиновника, это достаточно высокая цена.
Другой депутат от «Справедливой России» Татьяна Москалькова призвала тщательнее прорабатывать законопроекты, не ориентируясь только на сиюминутные потребности. «Этой зимой прошел «ледяной дождь», были обрывы проводов, что же нам теперь, создавать добровольные объединения лесников (для вырубки просек) или добровольную охрану линий электропередачи?» – недоумевала она.
Депутат также полагает, что положения документа не соответствуют действующему закону об общественных объединениях.
Коммунисты напомнили замминистра о том, что в удаленных населенных пунктах зачастую живут только пожилые люди, у которых нет средств для создания таких дружин. Пучков в ответ напомнил, что летом пожертвования на преодоление последствий пожаров составили в России весьма серьезную сумму. Он также призвал не забывать о нравственной стороне вопроса, о традиции взаимопомощи.
«Население будет обучаться»
Вице-спикер Госдумы, представитель «Единой России» Надежда Герасимова не согласилась с критиками. По ее словам, нет необходимости создавать полноценные пожарные части во всех 32 тыс. населенных пунктов. Только на одно создание этих пунктов ушло бы, по оценке МЧС, 18 млрд рублей. В случае ЧП пожарные все равно сейчас добираются до отдаленных поселков, по ее словам, за 2–5 часов, тогда как, по статистике, эффективно тушить пожар в сельской местности можно, если пожарные приезжают через 20 минут.«Законопроект направлен на то, чтобы население в этих пунктах могло на добровольной основе защитить свою жизнь и собственность», – пояснила Герасимова газете ВЗГЛЯД.
По словам вице-спикера, попытки неподготовленных людей самостоятельно потушить пожар чаще всего усугубляют ситуацию. «Речь идет о том, чтобы научить людей защищать себя. При создании ДПО люди начнут заниматься превентивными действиями, население будет обучаться», – пояснила Герасимова.
Вступление в общественные организации, подчеркнула Герасимова, не обязательно. «Может, не надо создавать никакую организацию? 15 дворов определяются, мужики сами решают, кто в семье из 3–5 человек способен этим заниматься. Они-то и пройдут обучение и получат сертификаты», – пояснила вице-спикер.
В итоге дискуссии парламентарии все же приняли законопроект, а все высказанные замечания и предложения решили учесть при доработке документа ко второму чтению.