«Мы ведем переговоры с Россией», – заявил агентству AFP представитель министерства обороны Южной Кореи, говоря о перспективе погашения взятого российской стороной почти 20 лет назад займа за счет передачи военных технологий.
Такая схема использовалась Москвой уже дважды
Кредит в размере 1,5 млрд долларов был предоставлен Москве в 90-е в рамках соглашения по экономическому сотрудничеству на срок до 2025 года.
В начале 2000 годов страны договорились, что долг будет погашен уже к 2010 году, причем половина его будет выплачена наличными, а другая – военными технологиями и готовой продукцией оборонного назначения.
Такая схема использовалась Москвой уже дважды. Так, в 1998 году Россия предложила покрыть часть кредита за счет поставок Сеулу дизельных подводных лодок типа «Варшавянка» и зенитно-ракетных комплексов С-300.
В 2001 году, когда кредитный долг России с учетом процентов увеличился до почти 2 млрд долларов, стороны подписали соглашение о поставках российских военных технологий, в результате которого в последующие несколько лет Южной Корее было передано оружия на 267 млн долларов.
Позднее два государства совершили еще одну сделку, и Сеулу достались танки Т-80У, боевые машины пехоты БМП-3, переносные зенитно-ракетные комплексы «Игла», вертолеты Ка-32, самолеты Ил-103 и противотанковые ракетные комплексы «Метис-М».
Однако наибольший интерес Южной Кореи вызывали элементы российской системы противовоздушной обороны.
По данным информационного агентства Yonhap, сейчас Сеул добивается того, чтобы получить от Москвы радары дальнего действия, а также систему защиты против электромагнитного нападения, угроза которого исходит от КНДР.
В качестве другого варианта частичного погашения долга рассматривалась возможность вложения российских инвестиций в модернизацию межкорейской железнодорожной дороги с ее последующим соединением с Транссибирской магистралью.
Однако совместный проект был заморожен после охлаждения отношений между Северной и Южной Кореей, начавшегося с приходом к власти южнокорейского президента Ли Мен Бака и отказа КНДР от переговоров по ядерному разоружению.
Во время своего ноябрьского визита в Сеул президент Дмитрий Медведев вновь поднял вопрос о судьбе этого проекта, призвав стороны вернуться к этой теме.
«Что нужно для того, чтобы он реализовался? Во всяком случае, не только деньги, но и обоюдная воля участников. В целом, насколько я понимаю, стороны воспринимают этот проект с достаточно значительным интересом, но есть, как вы понимаете, несколько иные трудности во взаимоотношениях между этими государствами, которые, может быть, помогут решить этот проект», – подчеркнул он.