Накануне встречи с Лавровым в среду Лоуренс Кэннон пообещал доказать беспочвенность территориальных претензий России в Северном Ледовитом океане, немало обеспокоив этим экспертов и политиков.
Решать этот вопрос и схожие с ним надо на основе Конвенции ООН по морскому праву
Отметим, что Москва претендует на значительную часть арктического шельфа, заявляя, что он является продолжением континента, на котором стоит Российская Федерация. В том числе претензии российской стороны распространяются на значительную часть хребта Ломоносова, с чем сторона канадская категорически не согласна.
По итогам переговоров Сергей Лавров сообщил, что вопрос о принадлежности хребта Ломоносова может решить только Комиссия ООН по внешним границам континентального шельфа.
По словам министра, Москва, впрочем, солидарна с Оттавой в том, что «решать этот вопрос и схожие с ним надо на основе Конвенции ООН по морскому праву и механизмов, которые на ее основе созданы и уважаются всеми арктическими странами». «Надеемся, что и США все-таки присоединятся к ней и станут активными участниками этих механизмов», – приводит ИТАР-ТАСС слова Лаврова.
Глава российского МИДа напомнил, что именно Комиссия ООН по внешним границам континентального шельфа «рассматривает представления стран относительно расширения внешних границ континентального шельфа, которые опираются на данные научных исследований». «Мы свое представление сделали, оно рассматривалось, и была вынесена рекомендация относительно информации, которая требуется, – сказал Лавров. – Мы активно продолжаем собирать эту информацию... Все должно опираться на доказуемые данные».
Напомним, что согласно Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года прибрежным государствам предоставляется право контроля над континентальным морским шельфом, то есть над морским дном и недрами подводных районов, находящимися за пределами вод государства.
Сейчас активную борьбу за контроль над арктическими территориями ведут пять государств: Россия, США, Канада, Дания и Норвегия. Для того чтобы доказать свое право на больший участок морского дна, они организуют арктические экспедиции.
Самой первой заявку о расширении границ своего арктического шельфа свыше стандартного 322-километрового лимита подала Россия – это произошло еще в 2001 году. Специальная комиссия ООН отвергла этот документ, ссылаясь на недостаток доказательств. В 2011 году российской стороне предстоит подать повторную заявку, сопроводив ее доказательствами континентальной природы шельфа.
Начальник одной из полярных экспедиций Валерий Лукин в беседе с репортером газеты ВЗГЛЯД также напомнил о морской конвенции ООН, «в которой все прописано».
«Все делается в рамках этого документа, поэтому не надо нагнетать. Все арктические государства: Россия, США, Канада, Норвегия, Дания, – которые имеют непосредственные выходы к пространствам Ледовитого океана, – эти страны имеют возможность пользоваться теми положениями, которые записаны в этой конвенции», – сказал Лукин газете ВЗГЛЯД.
Полярник отметил, что эти страны вправе объявить своими территориальные воды на расстоянии 12 морских миль от своих условных границ побережья, а затем «объявить исключительную экономическую зону на протяжении 200 миль от тех же условных границ береговой линии, и эта экономическая зона распространяется непосредственно на водную толщу».
«Далее можно объявить своим район континентального шельфа, то есть разговор идет о дне, если это дно имеет отношение к континентальному шельфу. Там свои правила в разделении. Заявить свои права на шельф невозможно, не получив предварительных соглашений с сопредельными и противоположными странами. Вот с США у нас такое соглашение уже было достигнуто, а с Норвегией накануне его Медведев подписывал. Теперь вопрос о противоположных странах – это Канада и Дания», – подытожил Лукин.