Президент решил совместить юбилейное торжественное заседание Госсовета, на которое пригласили не только действующих руководителей регионов, но и многих их предшественников, с чисто деловым и злободневным обсуждением проблем образования. Заседание проходило в самом знаменитом зале Большого Кремлевского дворца – в Георгиевском. Рядом с президентом заняли места глава его администрации Сергей Нарышкин и его первый заместитель Владислав Сурков.
Крупнейшие корпорации свои вопросы решили, подготовили собственные карманные ПТУ и вузы
В своем вступительном слове президент сразу обозначил основные проблемы образования. Он заявил, что в основу реформы должен лечь принцип софинансирования, поскольку в ней заинтересовано не только государство, но и бизнес. Президент напомнил, что бизнес, собственно, и является главным заказчиком профессионального образования. По словам президента, для реформы уже заложены правовые основы. В последние годы, в частности, был принят закон, разрешивший создание малых предприятий при вузах, который позволил укорить внедрение научных разработок в реальный сектор экономики.
Была создана сеть федеральных университетов, 29 вузов получили указами президента статус научно-исследовательских университетов, значительно обновилась ресурсная база.
Как заметил Медведев, жалобы на недостаточное финансирование высшего образования звучат во многих, в том числе и развитых, странах, однако, с другой стороны, в России за последние годы в этой сфере удалось сконцентрировать 1 трлн 750 млрд рублей. «Это огромные деньги даже для такого государства, как Россия», – напомнил Медведев.
«Тем не менее принятых решений недостаточно для реализации реформы, – признал глава государства. – Надо окончательно расчистить дорогу для профессионального технического образования». Прежде всего, напомнил Медведев, главная цель – это необходимо для процесса модернизации страны, а первой задачей в этой области он назвал достижение «высокого качества подготовки специалистов всех звеньев».
Ориентироваться в этом вузы должны, по словам президента, на потребности рынка труда. Бизнес-сообщество должно сформулировать профессиональный заказ, систему профессиональных стандартов, которая позволит обеспечить рынок высококвалифицированными кадрами. «То есть теми, кто реально востребован рынком и готов участвовать в модернизации», – напомнил Медведев.
«Мы должны признать очевидную вещь, – заявил Медведев. – Несмотря на то что нам есть чем гордиться – хорошими основами высшего образования, заложенными много лет назад, – наша система образования слабо конкурентоспособна. В этом убеждаешься не только тогда, когда посещаешь зарубежные научные центры, это подтверждается тем, как котируется наше образование в международных рейтингах».
В частности, по словам президента, важно создание цепочек «лицей – колледж – университет», на каждом этапе которых вузы должны поддерживать непосредственный контакт с будущим работодателем. Этот опыт, который пока используется лишь в отдельных регионах страны – например, в Кировской области, – пришло время, по мнению главы государства, использовать в масштабах всей страны.
Медведев назвал данные, которые ему подготовили к заседанию в Минобразования: 507 малых предприятий, которые были официально созданы на базе 103 вузов, уже уведомили о начале своей работы. «Хотелось бы понять, какая часть из них реально работает?» – обратился Медведев с вопросом к главе ведомства Андрею Фурсенко. На что Фурсенко ответил, что как минимум 350–370 реально работают.
Кстати, некоторые интересные подробности о том, как проходит Госсовет, можно узнать от его участников в режиме онлайн – через социальную сеть Twitter. Губернатор Кировской области Никита Белых, например, комментировал заседание в своем микроблоге, за что получил даже замечание от президента – все, как в школе. «Вот Никита Юрьевич Белых сидит и пишет в Twitter прямо с заседания Государственного совета. Видимо, больше заняться нечем», – сказал Медведев.
Белых же пожаловался своим читателям, что помощник президента Аркадий Дворкович выдал идею Белых о государственных президентских лицеях за свою. «@advorkovich слил мой репортаж президенту. Таковы издержки информационного общества», – написал он в Twitter. Медведев, впрочем, авторства не оспаривал. «Я абсолютно с этим согласен. Это была ваша идея, а не моя. Но от этого, может быть, она не становится хуже», – заметил Медведев.
Напомним, ранее была озвучена идея о создании в каждом федеральном округе России президентского лицея – образцово-показательного среднего учебного заведения.
Министр образования и науки стал первым, кому президент предоставил слово после своей вступительной речи. Фурсенко самокритично признал, что лишь около трети существующих вузов реально пытаются готовить именно современные кадры, участвуют в программах обмена с зарубежными учеными, они же и создают малые предприятия. «Если выпускники вуза не нужны, то такие вузы следует или сливать с более успешными, либо перепрофилировать, либо просто закрывать», – решительно пригрозил министр.
Миллиардер Михаил Прохоров не остался в долгу и аккуратно вернул упрек, адресованный бизнесу, самим чиновникам. Он заявил, что крупнейшие корпорации свои вопросы решили, подготовили собственные карманные ПТУ и вузы. Зато официальная номенклатура профессий, по которым продолжают работать вузы, была написана еще в 50–60-е годы и безнадежно, по его словам, устарела. «У нас в списке – больше семи тысяч рабочих профессий, в развитых странах – 600–700 профессий. Мы тратим деньги впустую, – заявил Прохоров. – Более 50% выпускников остаются сейчас без работы. ПТУ сейчас ассоциируется с образами из телепередачи «Наша Раша», это, по сути, школа перевоспитания трудных подростков. Два–три года молодой человек обучается, до 18 лет не имеет права пройти стажировку, если он и попадает на предприятие, то убирает там мусор, в 18 лет его забирают в армию, в 20 лет он возвращается из армии, и его надо учить по новой», – подытожил Прохоров.
Чтобы не останавливаться на грустном, в качестве позитивного примера Прохоров призвал создать федеральный модульный образовательный центр. «Он бы являлся эталоном, образцом для региональных вузов». В начавшейся затем дискуссии эту идею почему-то никто не поддержал.