В следующее воскресенье в 76 российских волостях пройдут голосования разного масштаба. Участники предвыборной гонки разыграют 2 тыс. кабинетов глав городов и поселков, а также 38 тыс. депутатских мандатов. При этом на «мэрскую» дистанцию вышли 7,5 тыс. кандидатов. И еще 80 тыс. человек претендуют на места законотворцев.
Тревожит, что на местный уровень идут «черные» технологии, которых раньше здесь практически не было
По мнению экспертов и членов избирательных комиссий, которые собрались сегодня в Общественной палате (ОП), чтобы обсудить регистрационно-агитационный этап предвыборной кампании, весенние политические «отборочные игры» оказались не столь скандальными, как осенние. Как заметил член ОП, сопредседатель организации «Гражданский контроль» (ГК) Александр Брод, подготовка к мартовскому голосованию «не такая паническая», какую партийцы демонстрировали в октябре. И хотя у участников предвыборной гонки есть претензии и друг к другу, и к Центризбиркому (ЦИК), на рабочий адрес Владимира Чурова приходит куда меньше жалоб.
К 4 марта ЦИК «осчастливили» 200 обращениями. 37% из них касались регистрации кандидатов, в 18% случаев партийцы сетовали на действия или полную апатию избиркомов, 13% указывали на нарушения в ходе агитационной кампании. Коллеги Чурова успели изучить 44% писем. Правда, обоснованные жалобы нашли только в трех десятках из них. Наиболее грубые нарушения, по словам Александра Брода, касаются пиар-приемов, которые используют партийцы.
Самым проблемным регионом общественники признали Рязань. Как рассказал сопредседатель «Гражданского контроля», здесь идет активная «война компроматов», распространяются листовки с «призывами к гражданской войне», а партийцы регулярно указывают на засилье административного ресурса. Так что завтра в регион отправляются активисты ОП и ГК, чтобы открыть общественную горячую линию, рассказать об СМС-портале, на который можно отправить сообщение о предвыборных «неправильностях». И заодно провести несколько семинаров для журналистов, которые, по словам Брода, «не пользуются своим правом наблюдателей».
Член Центризбиркома Евгений Колюшин говорит, что идет «партизация выборов». Две трети кандидатов, участвующих в мартовской кампании, обременены партбилетом. Больше всего претендентов на голосования выставила партия власти. При этом непарламентские партии, по словам Колюшина, «наименее защищены», поскольку им для регистрации своих «выдвиженцев» приходится собирать подписи соотечественников. А вот общественные организации сами фактически устранились с предвыборного пространства.
«Тревожит, что на местный уровень идут «черные» технологии, которых раньше здесь практически не было», − отметил член ЦИК.
При этом некоторые жалобы участников кампании вызывают у представителя ЦИК недоумение. Например, в Асбесте один из претендентов на пост мэра требует снять с дистанции своего соперника-единоросса за... комикс. Кандидат имел неосторожность использовать для агитации в свою пользу историю в картинках, на которых Дональд Дак обсуждает со своими племянниками-утятами план развития Асбеста на ближайшие годы. По мнению оппонентов единоросса, появление мультяшного персонажа в предвыборном комиксе нарушает авторские права. Общественникам такой подход показался явным перебором. Но точку в конфликте поставит суд.
Председатель избирательной комиссии Свердловской области Владимир Мостовщиков не разделяет сетований своего федерального коллеги относительно беззащитности малых партий. По его словам, мартовская кампания показала, что «региональные отделения многих партий оказались не готовы к выборам».
«Организационные недочеты очевидны и на стадии выдвижения, и на стадии регистрации», − отметил Мостовщиков.
«Правому делу» и «Яблоку» отсутствие самодисциплины стоило участия в голосовании. Правда, если «праводельцы» с претензиями избиркома согласились, то «яблочники» решили оспорить их в суде.
Зато с деньгами у партийцев все в порядке. «Кризис на возможности партий не повлиял», − заметил Мостовщиков. На нынешнюю гонку партии потратили в полтора раза больше, чем на кампанию 2008 года. При этом единороссы практически уложились в «докризисные» бюджетные рамки. А вот коммунисты, жириновцы и эсеры стали щедрее.
По словам главы свердловского избиркома, «Справедливая Россия» сделала ставку на наглядную агитацию. Каждый избиратель, говорит Мостовщиков, получил от красно-желтых минимум две агитки. ЛДПР почти не использует ресурсы СМИ. На выступления в прессе либерал-демократы потратили лишь 160 тыс. руб. из 11 млн руб. А вот КПРФ и «Единая Россия» предпочитают равномерно тратить деньги на все виды пиара.