Конституционный суд счел, что кабинет министров вышел за пределы своих полномочий, так как по конституции Украины порядок использования языков определяется исключительно законами Украины, а не постановлениями правительства. Тогда постановление горячо поддержали депутаты фракции БЮТ. Мол, новый закон поможет и детям, и учителям лучше выучить украинский язык. А благодаря нововведению легче будет избавиться от суржика.
Сегодня в Украине уже нет никакого спора вокруг вопроса о статусе русского языка как второго государственного
Сразу после подписания документа, который, как шутили в школах, стал подарком премьера ко Дню учителя в октябре прошлого года, Тимошенко заявила: «Сегодня в Украине уже нет никакого спора вокруг вопроса о статусе русского языка как второго государственного. Даже те, кто сегодня заявляет о том, что русский язык должен стать вторым государственным, своих детей учат в украинских школах. Сегодня украинский язык стал абсолютно органически модным. Запомните это слово – он стал модным: его изучают, на нем разговаривают, и даже если там политики шумят».
Далее Юлия Владимировна уже напрямую перешла к политике.
«И хочу вам сказать, что пока наша команда у власти, пока настоящие патриоты-украинцы у власти, а я думаю, что это уже будет неизменным, никогда в Украине мы не дадим даже поставить вопрос о каком-либо другом государственном языке», – заявила Тимошенко.
Тогда же, 5 октября 2009 года, киевский городской голова Леонид Черновецкий отметил, что считает такие меры неэффективными.
«Мы уже имели опыт, когда в 2003 году министерство внутренних дел обязало всех своих сотрудников в рабочее время говорить на украинском языке. От этого донецкий и крымский милиционер не заговорил по-украински. Единственное, что сделали, – провели в областях занятия для личного состава и потратили на преподавателей деньги. Так же и здесь. Не будут же районные управления образования ходить и проверять, на каком языке учителя разговаривают на перемене в учительской.
Я считаю, что государство должно перенаправить свои усилия и заниматься тем, чтобы люди сами хотели учить язык и говорить на нем. Я знаю семьи, для которых родной язык русский, но они настолько сознательны, настолько патриотичны, что говорят дома на украинском, чтобы для их детей родным был украинский язык. Нужно вести такую государственную политику, чтобы таких людей в стране было больше. А для этого нужно поддерживать украинский кинематограф, литературу, рассказывать о достижениях украинцев, чтобы нашим гражданам было чем гордиться. Конечно, на это нужно серьезное финансирование, куда проще издать директивное постановление, эффект которого будет равняться нулю», – отметил Леонид Черновецкий.
#{ussr}Между тем фракция Партии регионов выразила возмущение действиями кабмина, которые, по мнению соратников Виктора Януковича, таким образом раскалывают страну на две половины.
«К тому же это было прямым нарушением прав человека», – прокомментировал ситуацию в интервью газете ВЗГЛЯД «регионал» Вадим Колесниченко.
Некоторые учителя также высказывались против нового постановления. Однако большинство педагогов восприняли его с удивлением и непониманием. Они разделяли и разделяют точку зрения столичного мэра по этому вопросу.
Но были и такие, кто посчитал такую насильственную меру абсолютно нелишней и закономерной.
«Я не видела ничего предосудительного в отмененном судом постановлении правительства. В украинских школах с украинским языком обучения преподаватели обязаны на работе всегда разговаривать на украинском. Это естественно. Кто не согласен, пусть идет в другие школы – с русским, еврейским и другими языками обучения», – заявила в интервью газете ВЗГЛЯД завуч одной из киевских гимназий Светлана Василенко.
В качестве примера она привела Печерскую международную школу, в которой, кстати, учатся дети президента Виктора Ющенко. Школа известна не только этим, но и тем, что преподавание в ней осуществляется исключительно на английском языке, на переменах не только учителям, но и детям из разных стран запрещено общаться друг с другом на каком-либо языке, кроме английского. И если дочерям Виктора Андреевича или его сыну Тарасу захотелось бы в буфете переброситься друг с другом парой фраз на украинском, то вызов родителей был бы обеспечен…
«И если кому-то кажется, что ущемлены его права, то родители вправе перевести своего ребенка в другую школу», – пояснила собеседница газеты ВЗГЛЯД, считая отмену данного постановления преждевременным.
Впрочем, остальные учителя киевских школ относятся к ситуации проще.
«Когда все раструбили об этом постановлении, мы только посмеялись. Ну как это осуществить в русскоязычных школах, а главное, кто будет контролировать процесс? Стукачество у нас, к счастью, не развито, а недоукомплектация школ такая, что неужели кого-то уволят за русский язык на перемене? Бред!» – смеется учитель начальных классов той же гимназии, пояснив, что руководство школы, конечно же, по традиции поддерживает «линию партии», а на деле проблем столько, что им не до русского языка.
Даже на традиционно русскоязычном востоке Украины отмененное постановление вызывало ажиотаж только у местных политиков и депутатов, которые на этом делали пиар. А учителя относились к этому как к чиновничьей глупости, не называя вещи своими именами.
«У нас есть и русскоязычные школы, и школы с украинским языком обучения. И, конечно, если школа имеет статус украиноязычной, то разговаривать с учениками нужно на украинском языке, потому что это язык, который выбрали родители для обучения ребенка в школе, – считает директор общеобразовательной школы № 67 города Донецка Оксана Москаленко. – Когда дети идут в первый класс, у нас родители всегда пишут заявление: прошу принять моего ребенка в класс либо с русским языком обучения, либо с украинским. Получается, если родители в социальный заказ прописали украинский язык обучения, тогда это логично и вполне обоснованно. И даже не нужно это подкреплять какими-то постановлениями».
По словам педагога, развивать украинский язык нужно, но это не должно превращаться в навязчивую идею.
«Есть у нашего премьера такое замечательное слово – «природно», мой преподаватель украинского языка разговаривает и на уроках, и на переменах с детьми на украинском, потому что для нее это природно, потому что она и дома общается на украинском языке, это совершенно не мешает нам ее понимать», – подчеркивает Москаленко.
Кроме того, по словам директора, донецкие школы и до постановления не отрицали украинский язык – проводили тематические занятия, украинские классные часы. Ничего не изменит и отмена документа…