Новый договор по СНВ будет содержать увязку между стратегическими наступательными и оборонительными вооружениями. Об этом в своем блоге рассказал посол США в России Джон Байерли.
Этот договор касается наступательных, а не оборонительных систем, но поскольку мы признаем наличие между ними логической связи, наши президенты пришли к согласию о том, что договор будет содержать положение о взаимосвязи между стратегическими наступательными и оборонительными вооружениями
«Этот договор касается наступательных, а не оборонительных систем, но поскольку мы признаем наличие между ними логической связи, наши президенты пришли к согласию о том, что договор будет содержать положение о взаимосвязи между стратегическими наступательными и оборонительными вооружениями», − рассказал посол.
Во вторник начальник Генштаба Вооруженных сил России генерал армии Николай Макаров заявил, что подписание нового СНВ зависит от учета в его содержании положения о развитии противоракетной обороны. При этом он сослался на утвержденную недавно новую Военную доктрину России.
«В доктрине указаны основные положения по развитию и по взаимосвязи системы противоракетной обороны и развитию стратегических наступательных вооружений. Это один из вопросов, почему до сих пор мы не можем выйти на подписание этого договора именно в этой связке», − сказал господин Макаров.
Он пояснил, что в документе говорится о том, что развитие и становление ПРО нацелено против России. «Поэтому вполне понятно, что мы относимся к этому вопросу (появление американской ПРО в Европе – прим. ред.) очень отрицательно. Это в какой-то степени может ослаблять нашу ракетную составляющую», − предупредил генерал, добавив, что не учитывать вопрос развития ПРО на переговорах по СНВ «было бы ошибочно».
В среду официальный представитель НАТО Джеймс Аппатурай ответил Николаю Макарову, заявив, что альянс, где ведущую роль играют США, не видит связи между ПРО в Европе и переговорами по СНВ. По его словам, готовность Румынии разместить у себя элементы американской системы противоракетной обороны – «исключительно двусторонний вопрос между Румынией и США».
Ранее госдепартамент США заявлял, что вопросы ПРО не связаны с заключением СНВ и обсуждать эти темы надо раздельно. Там также говорили, что общая позиция Москвы и Вашингтона, признающая взаимосвязь между оборонительными и наступательными системами, не изменилась.
Но слова Джона Байерли фактически перечеркивают заявления американской стороны и представителей Североатлантического альянса и означают, что фактически США пошли на серьезную уступку России в переговорах по новому договору об СНВ.
Эксперт по внешней политике Центра политической конъюнктуры России Евгения Войко не уверена, что посол имел в виду планы США разместить ПРО в Румынии. По ее словам, об этом проекте стало известно неделю назад, а переговоры по СНВ ведутся продолжительное время.
«Скорей всего, данная позиция действительно не будет увязана с подписанием нового СНВ, а будет обсуждаться и реализовываться автономно от этого договора», − сказала Войко газете ВЗГЛЯД.
Что касается заявлений генерала Макарова, то эксперт уверена, что глава Генштаба сделал акцент на американском проекте по ПРО в целом, который временно отложен. «Здесь обсуждались планы США по размещению ПРО вблизи российских границ. Именно Польша и Чехия входили в сферу опасения России. В случае Румынии речь идет об угрозе со стороны Ирана, и антироссийского подтекста, на мой взгляд, здесь нет», − полагает Евгения Войко.
О планах заключить новый СНВ до истечения срока его действия − 5 декабря прошлого года − договорились президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама в июле 2009-го. Но стороны до сих пор пытаются решить разногласия. Сначала делался акцент на желании американцев контролировать российские ракетные комплексы «Тополь-М». У США нет таких вооружений, поэтому Москва оказалась бы в менее выгодном положении, так что Россия настаивала на отмене такого контроля.
С начала года в России и США неоднократно говорили, что новый СНВ будет подписан в марте − апреле этого года. Но тональность резко изменилась в начале февраля после решения Румынии стать площадкой для американской ПРО. Министр иностранных дел России Сергей Лавров потребовал «исчерпывающих объяснений» от Вашингтона.
Изначально США планировали разместить 10 противоракет в Польше и радар в Чехии. Появление подобных систем Москва сочла угрозой национальной безопасности России. В качестве альтернативы Россия предлагала американцам использовать информацию с РЛС в Армавире и азербайджанской Габале. Но администрация Джорджа Буша-младшего не захотела отказываться от ПРО в Польше и Чехии. Только с приходом Обамы позиция Вашингтона изменилась.
Отметим, что в февральском докладе по вопросам противоракетной обороны приводится та же самая позиция: США готовы использовать в своей системе ПРО данные российских радаров, но не хотят от них зависеть. «Российские радары могут предоставлять полезные данные по слежению, и мы бы это приветствовали, хотя функционирование системы США не будет от них зависеть», − говорится в сообщении.
В документе отмечается, что Белый дом подтверждает приверженность диалогу с руководством России по американской ПРО. «Наша цель – включить Россию в новую структуру средств сдерживания, которая бы отвечала на современные вызовы международному миру и стабильности», − сообщает «Интерфакс».