Премьер-министр Владимир Путин выступил на межрегиональной конференции «Единой России» «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока до 2020 года. Программа на 2010–2012 годы», открывшейся еще в субботу, в последний день ее работы – в понедельник.
Мы заинтересованы в том, чтобы отставные военные оставались жить и работать на Дальнем Востоке, обустраивались и пускали здесь корни
Хабаровск встретил участников конференции солнечной погодой и, как полагается в таких случаях, крепким морозом. Улицы города выглядят на порядок чище и ухоженнее, чем во многих городах, расположенных в центральной России. Очевидно, сказывается близость к Восточной Азии, о чем свидетельствует и обилие китайских и японских ресторанов. Поражает и наличие полноценного трафика на дорогах. Совершенно заснеженные, обледеневшие дороги не удерживают хабаровчан от поездок, и даже в выходные на многих центральных улицах им приходится стоять в пробках.
Свое выступление Путин начал с того, что поздравил всех присутствующих получением Россией права на проведение чемпионата мира по футболу в 2018 году. «К сожалению, мы не проведем матчей в регионах Дальнего востока. Нет инфраструктуры. Так бы мы это сделали», – посетовал он и перешел к обсуждению региональных проблем Дальневосточного округа.
«Дальний Восток всегда будет находиться в фокусе нашего внимания в силу своей геополитической роли. По численности населения округ уступает другим регионам России, поэтому направляет в Думу мало своих депутатов, а проблем, требующих решения, здесь достаточно», – заявил он.
ВЭБ поможет
Путин сообщил, что под эгидой Внешэкономбанка будет создан фонд с объемом прямых инвестиций на первом этапе 80–90 млрд рублей. По его словам, фонд не только обеспечит реализацию инвестпроектов, но и возьмет на себя «информационную имиджевую поддержку дальневосточных территорий, их продвижение как перспективной площадки для вложения капиталов». Премьер также отметил, что общий кредитный портфель ВЭБа, ВТБ и Сбербанка по дальневосточным проектам уже превышает 270 млрд рублей.
«Несомненно, что авторитет ВЭБа позволит привлечь к участию в работе фонда крупные российские и иностранные финансовые институты, банки и инвестиционные компании», – сказал он.
Участник конференции, замглавы Центрального исполнительного комитета партии «Единая Россия» Алексей Чадаев посетовал в интервью газете ВЗГЛЯД, что пока практически единственным инвестором в Дальний Восток остается государство. «Это настораживает. Ведь речь идет о проектах, обещающих в перспективе гигантские экономические выгоды. В любой развитой стране с развитым финансовым сектором на фондовой бирже, наверное, образовался бы биржевой пузырь под названием «Дальний Восток». Удивительно, что у нас нет способа вложить деньги в такие проекты, кроме как через бюджет», – подытожил единоросс.
«Строить будем много»
В своем выступлении Путин подчеркнул необходимость модернизировать Транссибирскую магистраль и увеличить пропускную способность БАМа в ближайшие несколько лет.
«Не раз слышал высказывания о том, что БАМ построен, но в настоящее время не востребован. Сегодня возможности БАМа недостаточны, и это произошло за последние три–четыре года. Объемы перевозок возросли настолько, что БАМ уже не пропускает всего объема, который можно было бы провести», – сказал премьер. Ключевым проектом, с его точки зрения, является прокладка нового Кузнецовского тоннеля БАМа, в строительство которого будет вложено 59,5 млрд рублей. «На Дальнем Востоке строить будем много», – подчеркнул Путин. Зал разразился аплодисментами, на что премьер заметил, что «деньги получать всегда приятно».
«Совместными усилиями мы сможем создать конкурентоспособный транспортный коридор Европа – Азия. Основную выгоду от этого проекта получат именно дальневосточные регионы страны», – сказал премьер. Он назвал строительство этого коридора шансом создать мощную и успешную отрасль региональной экономики.
#{image=431882} «Не гоняться за мелкими нарушениями»
Премьер призвал местные власти содействовать малому бизнесу, работающему на территории новой трассы Чита – Хабаровск, которую глава правительства лично опробовал на желтой «Ладе Калине» в августе.
«Вдоль трассы уже начали открываться автосервисы и гостиницы, кафе и магазины. Я очень прошу руководителей соответствующих регионов не создавать препятствия и дополнительные административные барьеры, а наоборот, помочь их преодолеть. Вместо того чтобы гоняться за мелкими нарушениями, нужно помочь начинающим предпринимателям оформить все, как полагается», – заявил премьер.
Он попросил считать это поручением для сторонников и единомышленников единороссов в местных органах власти.
До 2013 года планируется модернизировать более 500 километров трассы Чита – Хабаровск. По словам Путина, до конца 2011 года Минкомсвязи и сотовые операторы должны заверить оборудование маршрута мобильной связью. «На это будет выделено 2 млрд рублей», – сообщил он, уточнив цифру у вице-премьера Сергея Иванова.
«Кроме того, надо помочь регионам и муниципалитетам соединить с трассой «Амур» близлежащие города, чтобы граждане, которые живут и работают рядом с дорогой, в полной мере воспользовались ее преимуществами», – сказал он.
Зампред правительства Хабаровского края, министр экономического развития и внешних связей Хабаровского края Виктор Калашников заявил газете ВЗГЛЯД, что явным препятствием для развития бизнеса южной части региона является и недостаток пропускной способности железной дороги, а также высокий уровень административных барьеров.
«Низкий уровень жизни никак не компенсируется со стороны местных властей. Это приводит к оттоку населения из региона», – полагает чиновник.В свою очередь исполняющий полномочия секретаря президиума генсовета «Единой России» Сергей Неверов также подчеркнул, что Дальний Восток «уверенно» становится центром взаимодействия со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и в этом смысле особенно важно строительство транспортных коридоров. «Со многими региональными проектами я знаком. Уверен, что все они войдут в итоговый отчет», – сказал он.
«Не было ни у кого желания закрывать чей-то бизнес»
Премьер-министр еще раз подчеркнул, что крайне непопулярное среди населения решение правительства по повышению экспортных пошлин на ввоз на Дальний Восток подержанных иномарок было вынужденным и не было продиктовано желанием навредить бизнесу.
#{smallinfographicleft=339469}«Не было ни у кого желания закрывать чей-то бизнес, вредить чьему-то бизнесу. Но я хочу, чтобы все нас понимали, о чем идет речь. Нам кого надо было поддерживать в условиях кризиса? Автопром Южной Кореи и Японии? – пояснил премьер. – У нас выбора просто не было никакого: или обеспечить завоз старой техники, или убить свой автопром и выбросить на улицы 6 млн человек, оставить их без заработной платы. Не было выбора никакого».
Напомним, в 2008 году, до повышения пошлин, через таможни Дальнего Востока было ввезено 534 тыс. транспортных средств. После вступления в силу в январе 2009 года постановления правительства России о повышении таможенных пошлин на легковые и грузовые иномарки импорт сократился более чем в восемь раз.
«Мы ведем переговоры, чтобы в Приморье пришли крупнейшие мировые автоконцерны и производители комплектующих. Уверен, что автомобильная отрасль останется важной частью дальневосточной экономики, но на новой собственной цивилизованной базе», – сказал Путин.
#{interviewpolit}«С угля на газ»
Премьер сообщил, что правительство направит на субсидирование поставок газа по трубопроводу Сахалин – Хабаровск – Владивосток на Дальний Восток 1,9 млрд рублей в следующем году, а в 2012 году – 11,2 млрд рублей. Такое решение премьер обосновал тем, что цена на газ в регионе пока еще выше, чем в среднем по стране. Предполагается также компенсировать разницу между покупкой Газпромом достаточно дорогого газа у оператора «Сахалин-2» и его продажей потребителю подешевле.
«Цена на энергетические ресурсы не должна подрывать конкурентоспособность региона и порождать дополнительную нагрузку на местные бюджеты, на граждан и бизнес. Меры позволят снизить цену для конечного потребителя», – сказал Путин, добавив, что к 2020 году в восточных регионах страны будет производиться от 70–100 млрд кубометров газа.
Путин напомнил, что в текущем году начался перевод на газовое топливо крупнейших городов Камчатки: Петропавловска-Камчатского и Елизово, – в 2011 году газ придет во Владивосток и другие города Приморского края. «Полностью изменится энергетический комплекс Сахалина. В начале следующего года Южно-Сахалинск начнет переходить с угля на природный газ», – сказал он.
Премьер заявил, что в дальнейшем будет решаться проблема других дальневосточных территорий: Якутии, Хабаровского края, Амурской области и Еврейской автономной области. «Газификация будет проведена везде, где это экономически обосновано», – сказал он.
Квартирный вопрос
Владимир Путин также пообещал решить проблему с обеспечением жильем ветеранов в следующем году. По его мнению, пенсионеры, выработавшие северный стаж в Якутии, в зоне БАМа, в Магаданской области, справедливо ставят вопрос о переселении в регионы с более благоприятным климатом, например на юг Приморья.
«Нуждающиеся ветераны Великой Отечественной войны, живущие на Дальнем Востоке, будут обеспечены жильем, а это почти 7 тыс. человек. Несмотря на такой объем, все-таки в следующем году мы закроем этот вопрос окончательно», – заверил Путин, добавив, что ресурсы уже заложены в бюджет-2011.
Власти также выделят 10 тыс. квартир военнослужащим и военным пенсионерам Дальнего Востока. При этом прорабатывается вопрос о том, чтобы предоставлять жилье на месте, но большей площади, чем в других регионах.
«Мы заинтересованы в том, чтобы отставные военные оставались жить и работать на Дальнем Востоке, обустраивались и пускали здесь корни», – сказал глава правительства. Также Путин с удовлетворением отметил, как развивается военно-морская база «Вилючинск» на Камчатке, где уже созданы более комфортные условия для жизни военных моряков и их семей.
«Не зря его называют форпостом России»
Руководитель ЦИК «Единой России» Андрей Воробьев, комментируя ER.RU итоги конференции, отметил, что это была последняя в этом году Межрегиональная конференция. «Мы начали 2010 год конференцией в Сибири, а заканчиваем - на Дальнем Востоке. В работу была вовлечена буквально половина страны. Итоги – это сотни проектов, которые реализуются за два ближайших года. Это и модернизация промышленности, которая позволит нашим предприятиям стать современными и конкурентоспособными. Здесь представлен самый широкий спектр: и автомобилестроение, и металлургия, и добыча полезных ископаемых», - отметил Воробьев.
По его словам, проекты, инициированные регионами, решают давно наболевшие проблемы. «Создаются новые рабочие места, строится жилье, развивается инфраструктура. Повышение качества жизни – наша главная задача. Тем важнее для нас Дальний Восток, который несправедливо называют «малой землей». Его специфика заключается в значимости – не зря его называют форпостом России. Мы хотим сделать так, чтобы жизнь людей на Дальнем Востоке не отличались от условий других регионов. Люди должны здесь жить и работать в комфортных и достойных условиях. Реализация региональных проектов позволит сделать так, чтобы Дальний Восток стал гордостью России», - подытожил Воробьев.