Министр иностранных дел России Сергей Лавров назвал безосновательными заявления американских сенаторов-республиканцев о том, что в ратифицированном ими СНВ-3 увязка между стратегическими наступательными вооружениями и противоракетной обороной юридически ни к чему не обязывает. Эта увязка содержится в преамбуле к договору. «Этот тезис не может быть защищен юристами», – сказал Лавров в пятницу на правительственном часе в Совете Федерации.
Мы исходим из того, что, прежде чем вообще о каких-то других разоруженческих делах говорить, нужно выполнить договор, который мы будем сейчас ратифицировать
По словам Лаврова, итоговый вариант резолюции сената США оказался более жестким по сравнению с ее проектом. «Позиции, которыми республиканцы обусловили свою поддержку договора, отражены в ратификационной резолюции. В ней действительно есть моменты, которые ужесточают позицию по сравнению с теми положениями, которые содержались в проекте этого заявления на стадии его рассмотрения в комитетах по международным делам сената», – сказал глава российской дипломатии.
СНВ-3 был ратифицирован сенатом США в среду. При этом вместе с договором были приняты две резолюции. В первой говорится о необходимости в течение ближайших 10 лет выделить 85 млрд долларов на модернизацию ядерного комплекса США. А во второй, которая вызвала обеспокоенность депутатов, зафиксировано, что Вашингтон продолжит развивать системы противоракетной обороны (ПРО). Более того, там утверждается, что преамбула к договору не накладывает никаких юридических ограничений на США в области ПРО.
Также, по словам Лаврова, во второй резолюции утверждается, что носители в неядерном оснащении не покрываются новым договором, однако, заявил министр, это не соответствует действительности. «Что, опять же, не так», – сказал он, напомнив, что изначально в тексте договора стратегические вооружения в неядерном оснащении включались в общие потолки вооружений, которые подлежат сокращению. «Это было наряду с ПРО одним из ключевых положений в нашей позиции», – приводит «Интерфакс» слова министра.
Говоря о возможности начать переговоры о судьбе сокращения тактического ядерного оружия, Лавров указал, что это реально после реализации положений СНВ-3. Призыв к президенту США Бараку Обаме начать обсуждать вопросы о сокращении тактического ядерного оружия содержится в резолюции сената.
Согласно договору о СНВ-3, оба государства должны сократить число имеющихся у них боеголовок до 1 тыс. 550 штук, что на 30% ниже лимита, установленного в предыдущем СНВ. Через семь лет после вступления документа в силу каждая из сторон должна иметь не более 700 развернутых межконтинентальных баллистических ракет, баллистических ракет на подводных лодках и тяжелых бомбардировщиков и 800 развернутых и неразвернутых пусковых установок.
По словам Лаврова, «мы исходим из того, что, прежде чем вообще о каких-то других разоруженческих делах говорить, нужно выполнить договор, который мы будем сейчас ратифицировать».
В пятницу Госдума планирует рассмотреть законопроект «О ратификации договора СНВ-3» в первом чтении. На утренних слушаниях на Охотном ряду Лавров сообщил, что текст американской резолюции до конца дня раздадут депутатам и членам Совфеда. В свою очередь министр обороны Анатолий Сердюков на этом же заседании заявил, что СНВ-3 «в полной мере отвечает интересам безопасности» России, поэтому Минобороны предлагает депутатам ратифицировать документ.
Сердюков рассказал, что российские Вооруженные силы будут следить за планами США по развертыванию ПРО и примут ответные меры в случае нарушения ими договора. «Если по полученным оценкам будут изменения в существующей ситуации, мы будем принимать меры, которые сочтем адекватным ответом на такие действия США», – сказал Сердюков.
Он пояснил, что Россия в соответствии с СНВ-3 сама будет определять пуски ракет, по которым телеметрическая информация подлежит передаче американцам. «Это позволит исключить возможность использования американцами полученных от России данных телеметрии для наращивания потенциала противоракетной обороны США», – заявил Сердюков.
Согласно сложившейся многолетней практике международные документы ратифицируются Госдумой в единственном чтении. Именно в этом была одна из главных претензий фракции КПРФ, которая заявила, что будет голосовать против. Однако вопрос ратификации СНВ было решено рассмотреть в нескольких чтениях. Как рассказал глава думского комитета по международным делам Константин Косачев, второе чтение состоится в январе следующего года. Он отметил, что депутаты не имеют права оставить без ответа резолюцию американских сенаторов. «Это будет создавать дополнительные преимущества для наших американских партнеров, а возможно, и оппонентов, и будет нарушать смысл договора, который заключается в паритете совместных сторон», – цитирует Косачева РИА «Новости».
Глава комитета подчеркнул также, что Госдума будет вносить поправки в текст законопроекта о ратификации договора и «в формате дополнительных сопутствующих заявлений». «Сегодня у нас есть несколько страниц наработок». В соответствии с проектом постановления, поправки ко второму чтению документа должны быть представлены в 14-дневный срок. После ратификации СНВ-3 Госдумой ту же процедуру должен проделать Совет Федерации.