Во вторник президент Дмитрий Медведев выступил перед Федеральным собранием с очередным ежегодным посланием. На этот раз основными приоритетами были названы не вопросы модернизации и реформы политической системы, а темы налоговых льгот для малого и среднего бизнеса, защиты интересов детей и демографической политики.
Впервые в послании было сказано о коррупции без прямого упоминания Кавказа. Наконец-то компас перестал показывать в нашу сторону
Затронув проблему коррупции в России, Медведев подчеркнул, что угроза лишения свободы зачастую не отпугивает чиновников от мздоимства, поэтому более эффективным может быть введение штрафа – стократного от суммы коммерческого подкупа или взятки. Но, в отличие от многих прежних выступлений президента, на этот раз, говоря о коррупции, он не стал упоминать в качестве негативного примера Северный Кавказ. Как признался сразу после оглашения послания в интервью газете ВЗГЛЯД глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров, такое уравнение его региона с другими российскими провинциями не могло его не обрадовать.
ВЗГЛЯД: Таймураз Дзамбекович, в качестве главного приоритета в Северо-Кавказском округе объявлена борьба с коррупцией и клановостью. Будет ли эффективна предложенная президентом новая кара для взяточников?
Таймураз Мамсуров: Впервые в послании было сказано о коррупции без прямого упоминания Кавказа. Наконец-то компас перестал показывать в нашу сторону. Ведь это чистый атавизм. Коррупция давно уже превратилась в общероссийскую проблему. Если бы она была актуальна только на Кавказе, с ней бы расправились очень быстро. В послании в этом плане нас поставили в равные условия. Мы ответственны за эту проблему в той же мере, в какой губернаторы центральных, восточных, дальневосточных, западных остальных областей, и это справедливо.
Думаю, что предложенные меры наказания за взятки будут иметь определенный эффект. Однако самым важным в послании президента мне все-таки показалось то, что мы наконец избавились от всякого пафоса и четко определили, что дети и молодежь – наш настоящий приоритет, и все, что мы делаем, мы делаем для них. Это самый главный стимул.
ВЗГЛЯД: В сентябре правительство одобрило Стратегию развития Северного Кавказа, которая предполагает к 2025 году рост доходов региональных бюджетов в четыре раза. Когда будет готов пошаговый план реализации стратегии? Довольны ли вы темпами, заложенными в этот план?
Т.М.: Никакими темпами, которые еще не привели к конкретным результатам, довольным быть нельзя. Документ находится на стадии завершения, однако конкретных сроков пока нет. Это не предмет гадания. Пока мы делаем все, чтобы ускорить процесс, но это не должно быть в ущерб качеству и реальности этого документа.
ВЗГЛЯД: Полностью ли удовлетворены заявки вашей республики в стратегии? На какие ваши проекты федеральных денег не дадут или дадут нескоро?
Т.М.: Почти все наши заявки удовлетворены, но окончательного решения по ним мы не еще не получили. Основные проблемы возникли с финансово-емкими проектами, такими как возведение курортных лыжно-спортивных сооружений. Недостаток федерального финансирования также ощущается в области ЖКХ, дорожного строительства, то есть в тех отраслях, где пока «всегда мало». И здесь нет смысла пытаться жаловаться на судьбу, это та реальность, с которой мы сталкиваемся повсеместно. Кроме того, в свете сегодняшнего послания есть опасность, что в дальнейшем финансирование по этим проектам будет еще срезаться.
ВЗГЛЯД: На какой срок, по вашим ощущениям, отсрочили приток частных инвестиций последние теракты в регионе? Например, взрыв на рынке Владикавказа в сентябре?
Т.М.: Удивительно, но приток инвестиций в республику в связи с терактами никак не изменился. Мы не заметили падения, хотя и увеличения тоже нет.
ВЗГЛЯД: Может ли в республике усилиться взаимная межнациональная неприязнь по мере того, как будут и дальше возвращаться ингушские беженцы, покинувшие ее после конфликта 1992 года?
Т.М.: Каких-то очередных вспышек национальной розни и конфликтов мы не предвидим, поскольку практически все беженцы уже вернулись. Если сравнить данные по численности их населения, то результат покажет, что нынешнее количество ингушских проживающих почти совпадает с тем, что отмечалось до конфликта 1992 года.
ВЗГЛЯД: Полпред президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин в ноябре признался, что собирается призвать руководство страны к созданию Министерства по делам национальностей или его аналога. Вы присоединяетесь к этой идее?
Т.М.: По большому счету, у нас уже существовало подобное министерство ранее. Идея лежит на поверхности. В таком пестром по национальному составу государстве должна быть структура, которая бы улавливала специфику и интерес каждого его элемента. Я полностью поддерживаю инициативу Хлопонина, мы ее обсуждали, но конкретных планов или сроков пока не обозначено.
ВЗГЛЯД: Вы не опасаетесь дестабилизации внутриполитической обстановки в соседней Южной Осетии на фоне президентской кампании, которая намечена на будущий год? Вы бы приветствовали решение Эдуарда Кокойты остаться там у власти уже в роли премьер-министра, а не президента?
Т.М.: Мне пока не известно о таких намерениях. Ранее президент Кокойты однозначно заявил, что не собирается менять конституцию под себя. А это значит, что на третий срок он выдвигаться не будет. Я думаю, что местный народ уже достаточно пережил и готов в спокойной обстановке провести выборы. Южная Осетия во многом ориентируется на Россию, в этой связи не исключено, что будет резкое противостояние и яркое проявление недовольства проигравших. Но до дестабилизации не дойдет.