Дмитрий Медведев поставил точку в спорах вокруг перспективы повысить возраст выхода на пенсию. В обнародованной в среду беседе с сотрудниками «Российской газеты» глава государства заявил, что в ближайшие годы эта планка не повысится.
«У нас довольно ранняя смертность»
«Решение о том, каков будет возраст выхода на пенсию, принимает не министр финансов – такие решения, как повышение пенсионного возраста, должны приниматься только на политическом, а не на ведомственном уровне», – заявил Медведев, добавив, что требуется согласие общества.
#{image=450105}По словам Медведева, скоропалительные решения в этой сфере могут «создать социально-политические проблемы», которые сейчас видны на примере европейских государств. Отметим, что во вторник президент Франции Николя Саркози подписал закон о пенсионной реформе, тем самым она вступила в силу. В октябре по всей стране прошли многочисленные забастовки госслужащих и акции профсоюзов, страна была буквально парализована. Возникла угроза топливного кризиса.
Президент признал, что в России – один из самых ранних уровней возраста выхода на пенсию, что заставляет задуматься, по его словам, о социальных процессах, но нельзя забывать, «к сожалению, у нас довольно ранняя смертность». Он отметил, что в обществе, где живут 90 лет, выход на пенсию в 70 смотрится нормально, так как в таком обществе люди уверены, что при высоком уровне развития медицины после выхода на пенсию у них есть еще много лет, чтобы отдохнуть.
«У нас пока с этим все очень непросто, и поэтому мы не можем просто копировать западные пенсионные системы – стандарты жизни у нас другие», – сказал президент.
#{smallinfographicleft=435845}Первым идею повысить пенсионный возраст в июне озвучил министр финансов Алексей Кудрин. Он заверял, что течение ближайших 6–7 лет у мужчин этот возраст должен достичь 62 лет, а у женщин – приблизиться к 60. Сейчас для мужчин он составляет 60 лет, для женщин – 55 лет. Однако такая перспектива вызвала негодование в «Единой России». «Это предложение недопустимо с точки зрения моральных последствий, в первую очередь из-за низкой средней продолжительности жизни людей в нашей стране», – говорил тогда глава думского комитета по социальной политике Андрей Исаев.
В конце августа премьер-министр Владимир Путин заявил, что правительство пока «даже не собирается ставить» этот вопрос. В сентябре председатель правления Пенсионного фонда России Антон Дроздов пояснил, что повышать пенсионный возраст в ближайшее время нецелесообразно. Тем не менее в октябре Кудрин вновь заявил о неизбежности повышения пенсионного возраста.
«Сторонник моральной политики»
Политологи считают, что российское общество пока не готово к мерам, которые на протяжении последних месяцев так настойчиво предлагал глава Минфина.
«Есть экономическая, я бы даже сказал, бухгалтерская логика: она толкает Кудрина на требование повысить пенсионный возраст, – объяснил газете ВЗГЛЯД гендиректор агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. – Конечно, повышение пенсионного возраста увеличило бы поступления в бюджет. Но нет также сомнения, что кроме экономической цены вопроса есть цена социальная».
Политолог напомнил, что даже во Франции, где средняя продолжительность жизни куда выше, чем в России, решение повысить пенсионный возраст привело к серьезным социальным волнениям. «А у нас, с нашими 57 годами среднего возраста для мужчин, решение отодвинуть сроки наступления пенсии будет воспринято как издевательство», – уверен политолог. Социальная цена решения о повышении пенсии, по его мнению, слишком высока, общество пока не готово ее платить. «Президент это прекрасно понимает. Решение президента еще раз подтверждает, что он – сторонник моральной политики, политики ценностей, а не эффективности любой ценой», – подытожил Орлов.
«12 лет – вполне достаточно президенту»
Медведев также коснулся и темы продолжительности работы государственных деятелей на своих постах. Он, в частности, заметил, что федеральные чиновники-долгожители должны уходить, а губернаторы – работать не больше трех сроков. «Среди федеральных служащих: работников правительства, администрации президента – тоже есть долгожители. И они, наверное, должны уходить», – заявил Медведев.
Глава государства пояснил, что когда предложил поменять в Конституции некоторые статьи (об этом он говорил в первом послании Федеральному собранию в ноябре 2008 года), регламентирующие президентский и депутатский сроки, то исходил из того, что для «эффективной работы власти необходим определенный период, чтобы проявить себя». «12 лет – вполне достаточно президенту, чтобы реализовать свою программу, – сказал Медведев. – Относительно губернаторов такого положения нет, но логика здесь должна быть такая же. Два срока, максимум – три. Больше и не нужно, чтобы доказать свою состоятельность, реализовать свои планы».
Впервые об ограничении числа губернаторских сроков Медведев заявил в конце прошлого года, тогда на одной из встреч с лидерами думских фракций он назвал третий срок для губернатора «редким исключением», а пребывание главы региона на посту более трех раз подряд «нежелательным». «Мы сейчас будем идти к тому, чтобы вовремя освобождать скамейки для работы молодежи, – пояснял тогда президент. – Третий срок – это уже серьезный срок, поэтому нужно пройти его на максимуме, на апогее».
С тех пор в России сменились многие губернаторы-старожилы. Последней такой отставкой стало увольнение в связи с утратой доверия главы государства 74-летнего мэра Москвы Юрия Лужкова, занимавшего пост 18 лет подряд. В июле ушли в отставку президент Башкирии Муртаза Рахимов и глава Чувашии Николай Федоров. В июне был смещен глава Карелии Сергей Катанандов, а в марте в отставку попросился президент Татарстана Минтимер Шаймиев.
«И президент тоже уйдет когда-нибудь. Любой»
Медведев признал, что в политике, «конечно же, важную роль играет возраст». «Любой человек должен понимать, что в какой-то момент нужно дать дорогу молодым, даже если он вполне здоров и дееспособен, – сказал Медведев. – Не буду скрывать, ко мне приходили мои коллеги, губернаторы, и говорили: «У меня еще силы есть, я готов». Я к ним очень уважительно отношусь. Но должно идти обновление. Иначе начнется то, что нам хорошо известно по периоду 70–80-х годов прошлого века – застой».
Медведев отметил, что, «в принципе, сменяемость на федеральном уровне повыше». «А наши коллеги-губернаторы много, долго и успешно работали. Но это не значит, что это должна быть пожизненная должность. И уж тем более губернаторское кресло не должно быть синекурой», – подчеркнул глава государства.
По словам главы государства, в большинстве случаев уход прежнего губернатора и приход нового был вполне согласованным процессом. «А в тех случаях, когда это было невозможно, приходилось принимать жесткие решения. Вплоть до отрешения от должности. Мера, безусловно, экстраординарная, но не сверхъестественная», – сказал Медведев.
Президент подчеркнул, что в стране должна быть дисциплина. И дисциплина идет сверху. «Если у кого-то появляется собственное представление о государственной дисциплине, то с таким чиновником приходится расставаться, даже если он сделал много полезного. И здесь не должно быть никаких иллюзий: никакой брони ни у кого нет. И президент тоже уйдет когда-нибудь. Любой», – заявил Медведев.