Активисты трех внутрипартийных единороссовских клубов собрались в понедельник в Центре социально-консервативной политики (ЦСКП), чтобы обсудить прошедший в пятницу Госсовет.
Оппозицию лишили иллюзий
Нынешнюю оппозицию мы пытаемся создать сами
По словам координатора Социально-консервативного клуба (СКК) Андрея Исаева, январский партийно-губернаторский диалог ознаменовал собой «крах иллюзий, которые существовали у нашей оппозиции».
Как уже писала газета ВЗГЛЯД, одним из инициаторов созыва «политического» Госсовета стал флагман не согласных с партией власти − лидер КПРФ Геннадий Зюганов. После знаменитого октябрьского марша думской оппозиции, которая посредством выхода из зала выразила протест «массовым фальсификациям» на осенних региональных и местных выборах, главный левый страны предложил президенту обсудить эту ситуацию на Госсовете.
«Все предполагали, что этот разговор превратится в публичную порку «Единой России», которая якобы тоталитарна и не дает развиваться оппозиции», − напомнил Андрей Исаев.
Однако, по словам единоросса, по мере продолжения пятничного заседания Госсовета «лицо оппозиции менялось». Координатор СКК подчеркнул, что оппоненты партии власти всегда жили по формуле «всюду». Когда им задавали вопросы, где были нарушения, с каких участков выгоняли наблюдателей, в каких клубах во время встреч с кандидатами отключали отопление и свет, оппозиционеры отвечали «всюду». Но на Госсовете потребовалось назвать конкретные эпизоды и цифры. И формула «всюду» не сработала. «Когда потребовалось привести конкретные факты, оказалось, что «всюду» их нет. Иски оппозицией были поданы по 0,02% избирательных участков, а удовлетворены по 0,01%», − рассказал Андрей Исаев.
С одной стороны, это вполне себе повод для радости. И дополнительное основание повторять слова президента Дмитрия Медведева и премьера Владимира Путина о том, что политическая система в целом устойчива. И хотя она, безусловно, будет в дальнейшем развиваться и прогрессировать, речь идет не о революционных нововведениях, а о консервативной модернизации. То есть о том, за что выступают единороссы.
Но, с другой стороны, поза вечно обиженных, которую занимает думское меньшинство, не способствует нормальному межпартийному диалогу и, по словам Исаева, вынуждает единороссов идти на различные «выверты, чтобы втянуть оппозицию в нормальный политический процесс».
Глава СКК напомнил, что в 1990-е «навязывался радикальный подход», при котором считалось, что чем больше свобод у меньшинства, тем более демократичен политический строй. Этот подход по инерции и сейчас не теряет популярности. И большинству, говорит Исаев, приходится «выворачиваться наизнанку перед меньшинством», чтобы подтвердить свою приверженность демократическим взглядам. «Я считаю, что это неправильно!» − заявил Андрей Исаев.
Выхухоль спасли
По мере продолжения пятничного заседания Госсовета лицо оппозиции менялось
В частности, одним из «неправильных» решений единоросс считает одобрение закона о равном доступе к СМИ для всех парламентских партий. По его словам, когда на экране одинаково часто мелькают лица тех депутатов, за которых проголосовала половина жителей региона, и тех, кто вызвал симпатии только у каждого десятого земляка, это автоматически снижает ценность голосов соотечественников, выступающих в поддержку большинства.
При этом, не уставая бороться за свои права, оппозиционеры, по мнению Исаева, ничего не делают для решения конкретных проблем, которые стоят перед страной. А лишь задумчиво ждут, когда рухнет существующий строй, они придут к власти и тогда уж решат, как и с чем им бороться. «Задача, которую ставил президент: не дожидайтесь, что произойдет революция, политическая система будет сломлена − включайтесь в работу сейчас. Это значит, что оппозиция должна предлагать конкретные идеи, вести проектную деятельность», − уверен координатор СКК.
Однако пока, напомнил Исаев, проекты, направленные на решение определенных задач, есть только у «Единой России». Напрягшись, единоросс вспомнил лишь одну «проектную» инициативу оппозиции: еще в бытность лидером «Партии жизни» нынешний флагман «Справедливой России» Сергей Миронов предложил спасти среднерусскую выхухоль.
«На Госсовете выработаны все условия для привлечения всех политических сил к активной политической жизни в стране. Сумеет ли оппозиция этими возможностями воспользоваться или продолжит свою печальную песнь, как плохо при нас и как хорошо будет при них, посмотрим», − резюмировал Андрей Исаев.
«Им не верят»
Большинству приходится выворачиваться наизнанку перед меньшинством, чтобы подтвердить свою приверженность демократическим взглядам
Коллегу поддержала координатор Государственно-патриотического клуба (ГПК) Ирина Яровая. По ее словам, «мы преувеличиваем роль оппозиции», хотя на самом деле «оппозиции как таковой нет». Яровая уверена, что политическое меньшинство не осознало даже, что «Госсовет проводился не для них, а для граждан, чтобы страна видела, в какой точке отсчета мы находимся».
При этом выглядели оппозиционеры, по словам Яровой, как «ограниченно дееспособные», которые пришли на прием в собес. «Избиратели должны быть по-настоящему разочарованы. Взрослый, осмысленный разговор не состоялся. Мы не услышали от оппозиции, что она готова работать. Оппозиционеры говорили, что должны быть во власти, чтобы сказать», − заявила она.
По словам координатора ГПК, «собственного алгоритма действий» у оппозиционеров нет, поэтому им остается только «критиковать тех, кто работает», то есть единороссов.
Представитель либерального клуба «4 ноября» Андрей Макаров напомнил собравшимся, что «оппозиция является двигателем любого прогресса». Правда, при условии, что оппозиция и демократия появляются сами по себе, из-за неукротимого желания людей участвовать в жизни страны, меняя ее по собственному вкусу. Нынешнюю же оппозицию, говорит Макаров, «мы пытаемся создать сами». Народ, говорит либерал, этой оппозиции не верит и за нее не голосует, а оппозиционеры обижаются, что жизнь им дали, а голосов не предусмотрели. «Это замкнутый круг», − уверен Макаров.
При этом либерал считает неправильной не только норму о равном доступе к СМИ всех парламентских партий, но и идею выдавать 1−2 мандата представителям партий, которые набрали на выборах меньше 7%, но больше 5% голосов. Макаров согласился с Исаевым, что эти нормы обесценивают голоса тех, кто поддерживает большинство. Кроме того, по мнению представителя клуба «4 ноября», преференции для «малых» партий противоречат Конституции. «Нельзя идти на компромиссы, которые дают сиюминутную выгоду за счет нарушения фундаментальных основ Конституции. Это и есть демократия», − уверен Андрей Макаров.
Ломать не будут
По словам гендиректора Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Дмитрия Орлова, разговор на Госсовете продемонстрировал, что «изменения будут, но они связаны с укреплением демократических институтов, а не их сломом». При этом здоровая степень консерватизма, к которой призвали лидеры страны, по мнению политолога, стала «холодным душем» для жестких критиков нынешней системы.
По словам Орлова, из речей президента и премьера стало понятно, что «модернизационные процессы будут происходить постепенно и станут опираться на традиции изменений, сделанных в нулевые годы».
При этом, несмотря на сегодняшние обличительные выпады единороссов в сторону оппозиции и высказанный Путиным на Госсовете тезис о «народности» партии власти, Орлов отметил, что «так будет не всегда». И появление сильных игроков на муниципальном уровне, который пока остается терра инкогнита для оппозиции, может «осложнить ситуацию» для единороссов.
Впрочем, появление серьезных оппонентов единороссов, по уверениям главы ЦСКП Юрия Шувалова, не пугает. «Мы заинтересованы в сильной оппозиции, которая не планирует поражение на выборах, выставляет своих кандидатов, в том числе, на местных выборах. Надеюсь, в марте получится сделать выборы более конкурентными и более интересными для избирателей, в том числе благодаря дебатам», − заявил Шувалов.