Одним из последних на Госсовете, который проходил в пятницу в Кремле, выступил премьер-министр, председатель «Единой России» Владимир Путин. Среди прочего он предупредил, что чиновники у власти − не каста неприкасаемых, пояснив, что в случае нарушения закона им, как и любым другим, грозит привлечение к ответственности.
Еще Зощенко писал: «Говорят, слово – не воробей, вылетит – не поймаешь. А у нас догонят, поймают и посадят
По его словам, в России есть дошедшие до суда уголовные обвинения, в результате чего в тюрьме оказывались, в том числе, губернаторы из «партии власти». «Здесь не должно быть никаких исключений, и никаких исключений, могу сказать, не будет», − подчеркнул Путин.
Отметим, что из губернаторов-единороссов таковым оказался глава администрации Ненецкого автономного округа Алексей Баринов. В мае 2006 года он был арестован по требованию Генпрокуратуры, в отношении него возбудили уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное организованной группой или в особо крупном размере»). В июле того же года глава государства Владимир Путин уволил Баринова в связи с утратой доверия. В сентябре 2007 года Баринов был приговорен судом к трем годам условного заключения.
Коснувшись прозвучавшей на заседании Госсовета темы преследования граждан по политическим мотивам, он назвал такие проявления недопустимыми. «Что касается преследований различных функционеров, политических деятелей, конечно, если что-то происходит необоснованно, абсолютно это недопустимо», − заявил Путин, добавив, что президент России Дмитрий Медведев «ставит перед правоохранительными органами соответствующие задачи, и на уровне правительства мы будем всячески делать, чтобы исключить подобное».
Путин напомнил о советских временах, когда политические преследования были несравнимо серьезнее, потому что «применялась пресловутая статья за антисоветскую деятельность». «Еще Зощенко писал: «Говорят, слово − не воробей, вылетит − не поймаешь. А у нас догонят, поймают и посадят». И все это в нашей жизни, к сожалению, было», − заметил он.
Комментируя дискуссию о политической системе, премьер пообещал «прислушаться» к «серьезным вещам», к которым «все мы прислушаемся и будем иметь в виду, и будем все анализировать, и принимать многие вещи к действию».
«Любой эффективной политической системе должна быть присуща здоровая степень консерватизма. Политическая система не должна дрожать, как жидкий студень, при каждом к ней прикосновении, – продолжил глава правительства. − Мы постоянно должны думать над совершенствованием политической системы России, своевременно вносить необходимые коррективы, но действовать, конечно, нужно в этой сфере крайне аккуратно – ни в коем случае не допустить украинизации политической жизни России».
Он подчеркнул, что нельзя скатываться и в другую сторону – в сторону тоталитаризма и деспотизма. «А такое на постсоветском пространстве тоже, к сожалению, есть», – заявил Путин, заметив, что изменения в политической системе должны быть своевременными: «Мир меняется, и не меняться вместе с ним неправильно. Правильно – меняться. И делать это, конечно, нужно только своевременно».
По его словам, ни одна из известных в мировой практике и истории политических систем не лишена системных проблем и серьезных недостатков. «Нет такой политической системы в мире и не было никогда, – подчеркнул он. − Мы всегда в России исходили из того, что нам нужна устойчивая политическая система, чувствительная к изменениям, происходящим в мире и в нашей собственной стране. Но такая политическая система, которая, безусловно, гарантировала бы нам суверенитет».
Как считает Путин, за прошедшие годы было сделано немало. «Для того чтобы совершенствовать, укреплять политическую систему, нужно было для начала восстановить территориальную целостность страны и обеспечить единообразное применение Конституции РФ на всей территории России. Мы сделали это с вами вместе», – констатировал он.
«Проведена реформа формирования Совета Федерации. Это тоже немаловажные вещи, в том числе для обеспечения борьбы с коррупцией», – считает премьер.
По его словам, с политической сцены страны «устранены различные политические дельцы и олигархические группы», укреплена многопартийная система, расширили свое представительство в регионах оппозиционные партии. «Продолжается совершенствование политической культуры страны. По предложению президента введена система отчетности правительства перед парламентом. Мы начали эту практику, мы будем ее продолжать», – заверил глава Кабинета министров.
При этом лидер «Единой России» назвал некорректными слова о монополизации политической жизни и то, что «ЕР» – партия «крупного капитала и чиновничества». «Если бы так было, то в условиях кризиса мы действовали бы совсем иначе: мы заморозили бы пенсии и заработные платы, мы снизили бы налоги − такова логика рыночной экономики», − отметил он.
По его словам, единороссы поступили наоборот: они используют накопленные резервы, сохраняют условия для нормального функционирования экономики. Несмотря на проблемы из-за мирового финкризиса, «добились хоть минимального, но все-таки повышения реального уровня доходов населения − почти на 1%», а также направили колоссальные деньги на реформирование пенсионной системы − свыше 700 млрд рублей. Также в этом году пенсия будет повышена на 46%.
Что касается прозвучавших заявлений со стороны оппозиции о нарушениях на прошлых региональных выборах, то Путин предложил доказывать нарушения в суде, а не ссылаться на информацию в Интернете. «По поводу фальсификации и ссылок на Интернет − да в Интернете 50% порноматериала. Чего будем ссылаться на Интернет? В суд надо идти с доказательствами», − сказал Путин, подчеркнув, что необходимо укреплять судебную систему.
«И двумя руками поддерживаю предложение, связанное с антикоррупционной экспертизой принимаемых законов, в том числе с привлечением не только парламентских партий. Абсолютно с этим согласен», − добавил Путин.
Однако делать это нужно аккуратно. «Мы и так практически вывели за рамки общественного и государственного контроля судебную систему. Не знаю, пошло ли это на пользу самой судебной системе. И потом, кстати говоря, вынуждены были корректировать все, что там происходит», − заметил глава правительства.
После этого слово вновь взял Медведев, который закрыл Госсовет. По его словам, возврат к политической системе времен Советского Союза в России невозможен. «Я уверен, что возврат к политической системе периода Советского Союза невозможен. И не только по каким-то экономическим соображениям, и не из-за того, что мы все делали особенно активно в последние 10 лет, а по совершенно простой причине. Этого никто не хочет и не примет − ни граждане РФ, ни сидящие здесь начальники», − сказал Медведев, добавив, что «нам этого не нужно, мы свою дорогу выбрали, по ней и пойдем».
По его словам, современная политсистема появится в «обозримой, достаточно короткой перспективе», и за нее «никому из нас стыдно не будет». «Но которую мы все равно будем критиковать именно потому, что не бывает абсолютно раз и навсегда установленных схем», − сказал Медведев.
По его словам, всякая политическая система должна развиваться, а общество модернизироваться вместе с модернизацией экономики. Правда, Медведев отметил, что «не существует абсолютно стерильных, принципиально готовых к любым раскладам политических систем». «Не могу с этим не согласиться. Любая политическая система действительно развивается, и я уверен, что мы находимся на правильном пути», − подытожил глава государства.