Наступивший год станет определяющим в президентской судьбе Дмитрия Медведева. Весной исполнится два года его полномочиям главы государства, и страна начнет оценивать уже не только выбранные лидером стратегические цели, но и конкретные шаги по их достижению.
В период модернизационных изменений потребность в массовой социальной поддержке власти только возрастает
В этом уверены гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов, замдиректора НИИ Социальных систем Дмитрий Бадовский и президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов, которые презентовали совместный аналитический доклад «Консервативная модернизация-2010: конфигурация власти и новая политическая повестка дня».
Лейтмотивом предвыборной кампании Дмитрия Медведева стали борьба с коррупцией и модернизация страны. Антикоррупционные законодательные нормы вступили в силу с началом нового года, а «переход к модернизационной стратегии» под давлением кризиса произошел минувшей осенью. Политологи напоминают, что о необходимости «осовременить» страну нынешний премьер Владимир Путин говорил еще в начале 2008 года, а второе послание президента Дмитрия Медведева парламенту стало фактически «дорожной картой российской модернизации».
Главные особенности новой стратегии развития страны не секрет. Основами «медведевской» модернизации объявлены консервативность, ненасильственность, демократичность. Тактическая цель – «перезапустить» национальную промышленность, чтобы в дальнейшем «создать в России новое индустриальное общество, то есть новую, современную экономику и соответствующие ей социальные взаимосвязи». «Контуром прорыва», считают политологи, должен стать «резкий рост эффективности производства» и интенсивное развитие в тех пяти сферах экономики, которые президент выделил в качестве приоритетных.
Модернизация всегда подразумевает прорыв и где-то даже революцию. Однако «медведевский» вариант «осовременивания» российской действительности не зря назван консервативным. Судя по всем социологическим опросам, большинство граждан России, которые являются также «путинским большинством», по-прежнему видят во власти единственную силу, способную рассудить «по справедливости» и решить все их проблемы.
«Имеющих представление о модернизации, стремящихся к переменам, а тем более готовых чем-то пожертвовать ради них, по данным опроса ВЦИОМ, абсолютное меньшинство», − признается в докладе.
Однако это не значит, что «инертную коалицию» надо «деконструировать». Политологи напоминают, что сила «путинского большинства» заключена именно в его консервативности. Особенно ярко данный факт подтвердил кризис, который, несмотря на апокалипсические прогнозы, не смог существенно повлиять на «устойчивость системы» и не превратил «путинское большинство» в большинство оппозиционное.
В период модернизационных изменений, считают эксперты, потребность «в массовой социальной поддержке власти» только возрастает, а значит, «путинское большинство» необходимо сохранить.
Консерватизм и модернизация в принципе не противоречат друг другу, убеждены аналитики. Именно поэтому им кажется логичной и «модернизационная» ставка Дмитрия Медведева на консервативную «Единую Россию». Эксперты напоминают, что многие модернизационные проекты в различных странах мира – дело рук консервативных партий и правительств. А сам по себе консерватизм – это «не остановка, а определенный тип движения вперед, и движения энергичного».
Поэтому «Единая Россия» как «структурная основа путинского большинства» может быть и «каркасом национальной модернизационной коалиции». Только ее консервативная модернизация будет не революцией, а движением вперед с опорой «на действующие демократические институты и сложившиеся в обществе ценности».
При этом «руководство исполнительной власти», по прогнозам экспертов, в начавшемся году примет решение о создании «штаба модернизации». Им, считают политологи, вполне может стать «суперминистерство» наподобие японского MITI, которое обладает значительными полномочиями, но не посягает «на «комиссарскую» роль в политической системе или на роль «параллельной вертикали». Впрочем, каким бы ни был штаб, основным «военачальником» нынешней модернизации остается правящий тандем. «Эффективность работы тандема по-прежнему достаточно высока», − подчеркивается в докладе.
Условный консерватизм Путина является основой и гарантией столь же условного модернизма Медведева
После того как страной был взят курс на модернизацию, властный дуэт стал «тандемом развития», где «до известной степени условный консерватизм Путина является основой и гарантией столь же условного модернизма Медведева». Эксперты уверены, что «массовое восприятие Владимира Путина как национального лидера, а Дмитрия Медведева – как рационального лидера и лидера обновления, сформировавшееся еще в период осуществления национальных проектов, стало теперь значительно более четким и рельефным».
При этом участники тандема достаточно ясно разграничили между собой сферы ответственности. Премьер сконцентрировался на решении социально-экономических проблем, а для президента «стала приоритетной модернизация». Безусловно, многие вопросы находятся на грани компетенций, и их обычно используют для «проверки тандема на прочность», однако по принципиальным проблемам, говорится в докладе, «неизменно продолжает действовать принцип «двух ключей».
«Попытки дестабилизировать тандем основаны по преимуществу не на реальных и естественных различиях в стиле президента и премьера, а на целенаправленных интерпретациях тех или иных событий и заявлений. Цель таких интерпретаций – продемонстрировать наличие системных различий во взглядах и постоянных проблем во взаимоотношениях Путина и Медведева», − говорят авторы исследования.
При этом основным «тестом на устойчивость тандема» является «проблема-2012». По мнению политологов, положение «двойной лояльности», в которой зависли элиты и группы интересов, не способные самостоятельно решить «проблему-2012», «объективно снижает способность госаппарата к ответственным решениям». Однако благодаря этой неопределенности, говорят эксперты, удается избежать «конфликтной консолидации элитных групп вокруг какого-либо из участников» правящего дуэта, что позволяет тандему «поддерживать стратегическую инициативу и общий контроль над ситуацией».
Критики партии власти даже в весьма удачный для оппозиционеров момент не смогли перейти в содержательное наступление
Анализируя отечественное политическое поле в целом, авторы доклада замечают, что к началу нынешнего года «российская партийная система стала намного более конкурентной». Однако оппозиции это не помогло. Критики партии власти, говорят политологи, даже в весьма удачный для оппозиционеров кризисный момент не смогли перейти в «содержательное наступление» на региональных выборах 11 октября.
Таким образом «Единая Россия» подтвердила присвоенный ей Дмитрием Медведевым статус «правящей партии» и не потеряла фактически ни процента из «докризисного» рейтинга. А принятые на последнем единороссовском съезде поправки в Устав, которые сделали обязательными внутрипартийные праймериз и публичные дебаты для претендентов в кандидаты на выборах всех уровней, по мнению экспертов, сделают партию власти еще более конкурентоспособной.
Это тем более актуально, что КПРФ, после 11 октября утвердившаяся в роли главной оппозиционной партии, по словам авторов доклада, «начинает жесткую игру на электоральных полях «Единой России» и ЛДПР». В частности, коммунисты заявили, что они больше единороссов подходят на роль российских консерваторов, и высказали намерение вывести «люмпен-пролетариат» из-под «опеки» жириновцев.
По мнению авторов исследования, хотя «острота социального кризиса постепенно снижается», из России он все еще не эмигрировал. И если в завершившемся году кризис «больнее ударил по промышленно развитым регионам», то в 2010-м он переключит свое внимание на «отстающие» области. При этом в наступившем году истекает срок полномочий у 29 губернаторов, посему ситуация на территориях, считают аналитики, «обещает быть весьма непростой».
Эксперты уверены, что необходимо «создать механизм реагирования» на региональные политические кризисы. А глава субъекта Федерации должен обладать талантом не просто выстроить эффективную вертикаль местной власти, но и наладить «диалог со всеми общественными и политическими группами». При этом Кремль, говорится в докладе, получил «принципиальную возможность усилить влияние на происходящие в регионах процессы». К уже имеющимся у федерального руководства рычагам воздействия на местных начальников кризис добавил еще один – финансовый.
«В условиях дефицита местных бюджетов зависимость территорий от федеральной помощи заметно увеличивается», − подчеркивается в докладе.
В целом же, призыв правящего тандема «к отказу от прежних правил игры адресован и власти, и обществу». Политологи отмечают, что «запредельные издержки сохранения прежнего порядка – в частности, в сфере взаимной коррупции чиновничества, бизнеса и граждан – обнажены предельно четко». Страна готова к модернизации, в результате которой она должна получить «ответственную и дееспособную власть» на всех уровнях.
И нынешняя ситуация, говорят аналитики, является своеобразным тестом. Представители элиты должны «продемонстрировать новое качество работы» и доказать, что смогут достойно нести знамя передовиков модернизации. Кроме того, всем «политическим игрокам» и госменеджерам предстоит утвердить правящий тандем в мысли, что именно они являются жизненно важным звеном властной команды, которая будет сформирована после 2012 года.