Сергей Миркин Сергей Миркин Кому выгоден удар по детской больнице в Киеве

ЗЕ-команда хотела бы раскрутить из ситуации с «Охматдет» вторую информационную Бучу. Но, слава Богу, у них нет трупов детей для этого. Это в Буче у режима Зеленского было достаточно времени, чтобы найти трупы и демонстративно разложить их вдоль дороги.

4 комментария
Владимир Можегов Владимир Можегов Главная цель Орбана – формирование новой Европы

Зря к сегодняшним передвижениям венгерского премьера Киев – Москва – Пекин – США относятся скептически. Да, мира на Украине он, конечно, не добьется, а вот новую конфигурацию смыслов и повесток выстроить способен вполне.

0 комментариев
Вадим Трухачёв Вадим Трухачёв Большая геополитика Орбана с «местечковым» отливом

Играя в большую геополитику, премьер Венгрии Виктор Орбан стремится добиться вполне «местечковых» целей. Но для их достижения ему понадобятся Россия, Турция, Китай и, конечно, Евросоюз. И Украина в качестве объекта.

3 комментария
13 января 2010, 11:00 • Политика

Тандем развития

Доклад: Медведев и Путин – модернизация сообща

Тандем развития
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Мария Светлова

Стратегия модернизации страны превратила правящий дуэт премьера и президента в «тандем развития». Путин обозначил необходимость модернизации, Медведев начертил модернизационную «дорожную карту», и отвечать «на вызов эффективности» лидерам придется вместе, уверены авторы доклада «Консервативная модернизация-2010». По мнению российских политологов, данный курс на модернизацию станет тестом не только и не столько для тандема, сколько для элит и госменеджеров.

Наступивший год станет определяющим в президентской судьбе Дмитрия Медведева. Весной исполнится два года его полномочиям главы государства, и страна начнет оценивать уже не только выбранные лидером стратегические цели, но и конкретные шаги по их достижению.

В период модернизационных изменений потребность в массовой социальной поддержке власти только возрастает

В этом уверены гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов, замдиректора НИИ Социальных систем Дмитрий Бадовский и президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов, которые презентовали совместный аналитический доклад «Консервативная модернизация-2010: конфигурация власти и новая политическая повестка дня».

Лейтмотивом предвыборной кампании Дмитрия Медведева стали борьба с коррупцией и модернизация страны. Антикоррупционные законодательные нормы вступили в силу с началом нового года, а «переход к модернизационной стратегии» под давлением кризиса произошел минувшей осенью. Политологи напоминают, что о необходимости «осовременить» страну нынешний премьер Владимир Путин говорил еще в начале 2008 года, а второе послание президента Дмитрия Медведева парламенту стало фактически «дорожной картой российской модернизации».

Главные особенности новой стратегии развития страны не секрет. Основами «медведевской» модернизации объявлены консервативность, ненасильственность, демократичность. Тактическая цель – «перезапустить» национальную промышленность, чтобы в дальнейшем «создать в России новое индустриальное общество, то есть новую, современную экономику и соответствующие ей социальные взаимосвязи». «Контуром прорыва», считают политологи, должен стать «резкий рост эффективности производства» и интенсивное развитие в тех пяти сферах экономики, которые президент выделил в качестве приоритетных.

Модернизация всегда подразумевает прорыв и где-то даже революцию. Однако «медведевский» вариант «осовременивания» российской действительности не зря назван консервативным. Судя по всем социологическим опросам, большинство граждан России, которые являются также «путинским большинством», по-прежнему видят во власти единственную силу, способную рассудить «по справедливости» и решить все их проблемы.

«Имеющих представление о модернизации, стремящихся к переменам, а тем более готовых чем-то пожертвовать ради них, по данным опроса ВЦИОМ, абсолютное меньшинство», − признается в докладе.

Однако это не значит, что «инертную коалицию» надо «деконструировать». Политологи напоминают, что сила «путинского большинства» заключена именно в его консервативности. Особенно ярко данный факт подтвердил кризис, который, несмотря на апокалипсические прогнозы, не смог существенно повлиять на «устойчивость системы» и не превратил «путинское большинство» в большинство оппозиционное.

В период модернизационных изменений, считают эксперты, потребность «в массовой социальной поддержке власти» только возрастает, а значит, «путинское большинство» необходимо сохранить.

Консерватизм и модернизация в принципе не противоречат друг другу, убеждены аналитики. Именно поэтому им кажется логичной и «модернизационная» ставка Дмитрия Медведева на консервативную «Единую Россию». Эксперты напоминают, что многие модернизационные проекты в различных странах мира – дело рук консервативных партий и правительств. А сам по себе консерватизм – это «не остановка, а определенный тип движения вперед, и движения энергичного».

Поэтому «Единая Россия» как «структурная основа путинского большинства» может быть и «каркасом национальной модернизационной коалиции». Только ее консервативная модернизация будет не революцией, а движением вперед с опорой «на действующие демократические институты и сложившиеся в обществе ценности».

При этом «руководство исполнительной власти», по прогнозам экспертов, в начавшемся году примет решение о создании «штаба модернизации». Им, считают политологи, вполне может стать «суперминистерство» наподобие японского MITI, которое обладает значительными полномочиями, но не посягает «на «комиссарскую» роль в политической системе или на роль «параллельной вертикали». Впрочем, каким бы ни был штаб, основным «военачальником» нынешней модернизации остается правящий тандем. «Эффективность работы тандема по-прежнему достаточно высока», − подчеркивается в докладе.

Условный консерватизм Путина является основой и гарантией столь же условного модернизма Медведева

После того как страной был взят курс на модернизацию, властный дуэт стал «тандемом развития», где «до известной степени условный консерватизм Путина является основой и гарантией столь же условного модернизма Медведева». Эксперты уверены, что «массовое восприятие Владимира Путина как национального лидера, а Дмитрия Медведева – как рационального лидера и лидера обновления, сформировавшееся еще в период осуществления национальных проектов, стало теперь значительно более четким и рельефным».

При этом участники тандема достаточно ясно разграничили между собой сферы ответственности. Премьер сконцентрировался на решении социально-экономических проблем, а для президента «стала приоритетной модернизация». Безусловно, многие вопросы находятся на грани компетенций, и их обычно используют для «проверки тандема на прочность», однако по принципиальным проблемам, говорится в докладе, «неизменно продолжает действовать принцип «двух ключей».

«Попытки дестабилизировать тандем основаны по преимуществу не на реальных и естественных различиях в стиле президента и премьера, а на целенаправленных интерпретациях тех или иных событий и заявлений. Цель таких интерпретаций – продемонстрировать наличие системных различий во взглядах и постоянных проблем во взаимоотношениях Путина и Медведева», − говорят авторы исследования.

При этом основным «тестом на устойчивость тандема» является «проблема-2012». По мнению политологов, положение «двойной лояльности», в которой зависли элиты и группы интересов, не способные самостоятельно решить «проблему-2012», «объективно снижает способность госаппарата к ответственным решениям». Однако благодаря этой неопределенности, говорят эксперты, удается избежать «конфликтной консолидации элитных групп вокруг какого-либо из участников» правящего дуэта, что позволяет тандему «поддерживать стратегическую инициативу и общий контроль над ситуацией».

Критики партии власти даже в весьма удачный для оппозиционеров момент не смогли перейти в содержательное наступление

Анализируя отечественное политическое поле в целом, авторы доклада замечают, что к началу нынешнего года «российская партийная система стала намного более конкурентной». Однако оппозиции это не помогло. Критики партии власти, говорят политологи, даже в весьма удачный для оппозиционеров кризисный момент не смогли перейти в «содержательное наступление» на региональных выборах 11 октября.

Таким образом «Единая Россия» подтвердила присвоенный ей Дмитрием Медведевым статус «правящей партии» и не потеряла фактически ни процента из «докризисного» рейтинга. А принятые на последнем единороссовском съезде поправки в Устав, которые сделали обязательными внутрипартийные праймериз и публичные дебаты для претендентов в кандидаты на выборах всех уровней, по мнению экспертов, сделают партию власти еще более конкурентоспособной.

Это тем более актуально, что КПРФ, после 11 октября утвердившаяся в роли главной оппозиционной партии, по словам авторов доклада, «начинает жесткую игру на электоральных полях «Единой России» и ЛДПР». В частности, коммунисты заявили, что они больше единороссов подходят на роль российских консерваторов, и высказали намерение вывести «люмпен-пролетариат» из-под «опеки» жириновцев.

По мнению авторов исследования, хотя «острота социального кризиса постепенно снижается», из России он все еще не эмигрировал. И если в завершившемся году кризис «больнее ударил по промышленно развитым регионам», то в 2010-м он переключит свое внимание на «отстающие» области. При этом в наступившем году истекает срок полномочий у 29 губернаторов, посему ситуация на территориях, считают аналитики, «обещает быть весьма непростой».

Эксперты уверены, что необходимо «создать механизм реагирования» на региональные политические кризисы. А глава субъекта Федерации должен обладать талантом не просто выстроить эффективную вертикаль местной власти, но и наладить «диалог со всеми общественными и политическими группами». При этом Кремль, говорится в докладе, получил «принципиальную возможность усилить влияние на происходящие в регионах процессы». К уже имеющимся у федерального руководства рычагам воздействия на местных начальников кризис добавил еще один – финансовый.

«В условиях дефицита местных бюджетов зависимость территорий от федеральной помощи заметно увеличивается», − подчеркивается в докладе.

В целом же, призыв правящего тандема «к отказу от прежних правил игры адресован и власти, и обществу». Политологи отмечают, что «запредельные издержки сохранения прежнего порядка – в частности, в сфере взаимной коррупции чиновничества, бизнеса и граждан – обнажены предельно четко». Страна готова к модернизации, в результате которой она должна получить «ответственную и дееспособную власть» на всех уровнях.

И нынешняя ситуация, говорят аналитики, является своеобразным тестом. Представители элиты должны «продемонстрировать новое качество работы» и доказать, что смогут достойно нести знамя передовиков модернизации. Кроме того, всем «политическим игрокам» и госменеджерам предстоит утвердить правящий тандем в мысли, что именно они являются жизненно важным звеном властной команды, которая будет сформирована после 2012 года.

Комментарии экспертов

Сергей Марков, проректор Академии им. Плеханова, член Общественной палаты, политолог
Сергей Марков, проректор Академии им. Плеханова, член Общественной палаты, политолог
Заявлен курс на модернизацию, но теперь нам осталось осуществить ее. Что для этого нужно? <a href=http://actualcomment.ru/news/9246.html target=_blank><b>Читать далее</b></a>.
..............