С понедельника Махмуд Ахмадинежад официально приступил к исполнению президентских обязанностей в рамках второго срока. Соответствующий указ об утверждении нового-старого главы исполнительной власти, как того требует конституция, был подписан духовным лидером исламской республики аятоллой Али Хаменеи.
Это не политические отношения, наши отношения основаны на доброте. Они похожи на отношения между отцом и сыном. И этот путь закрыт для демонов
Как ожидается, 5 августа Ахмадинежад будет приведен к присяге, после чего в двухнедельный срок ему предстоит представить в парламент новый состав правительства. И уже сейчас понятно, что согласование кандидатур новых министров лишь обострит обстановку в стране.
Ранее избранный президент отправил в отставку крайне влиятельного в республике главу министерства информации, заявив о намерении уволить еще трёх членов правительства. А кроме того, отказался согласовывать с Хаменеи кандидатуру вице-президента, что уже вызвало недовольство в иранских политических кругах.
«Прежде чем назначать министров, правительство и парламент должны обсудить ту или иную кандидатуру. Недавние назначения и увольнения в кабинете вызвали недовольство в народе», – прокомментировал происходящее председатель Совета стражей конституции аятолла Ахмад Джаннати.
Накануне Ахмадинежад понес еще одну потерю: в добровольную отставку подал один из его ближайших советников – Али Акбар Джаванфекр, курировавший переговоры по иранской ядерной программе.
При этом сам президент заявляет, что курсирующие по стране слухи о начавшемся в стане консерваторов конфликте являются «происками оппозиции». «Это не политические отношения, наши отношения основаны на доброте. Они похожи на отношения между отцом и сыном. Ваши усилия не принесут плодов, этот путь закрыт для демонов, мечтающих испортить наши отношения. Их мечты будут похоронены вместе с ними», – прокомментировал он домыслы об охлаждении своих отношений с Хаменеи.
Впрочем, сама оппозиция сейчас находится не в лучшем положении: официальный Тегеран решил исполнить свою угрозу и покарать ключевых участников июльских акций протеста.
В субботу перед судом уже предстали более 100 задержанных оппозиционеров, обвиняемых как в вандализме, так и в причастности к заговору против действующих властей.
Как сообщают государственные иранские агентства, некоторые из обвиняемых уже признались в безосновательности своих утверждений о фальсификации итогов президентских выборов.
При этом главный оппонент Ахмадинежада Мир-Хосейн Мусави уверен в том, что признания выбивались из его соратников силой.
Аналогичное заявление успел сделать и бывший президент страны Мохаммад Хатами, поддержавший на выборах оппозицию. «То, что произошло вчера, противоречит конституции, нарушает наши законы и гражданские права. Этот показательный процесс лишь подорвет доверие народа к исламским ценностям и институтам Ирана», – приводит его слова BBC.
Между тем судебные разбирательства могут коснуться и самого Мусави. Как стало известно днем ранее, группа депутатов-консерваторов уже подала на лидера оппозиции в суд.
«Мы хотим, чтобы судебные органы провели расследование экстремистских деяний Мусави. Они спровоцировали массовые беспорядки и привели к гибели людей, и теперь им следует ответить за свои поступки», – заявил член парламентской комиссии по судебным делам ходжатольэслам Мохаммад Таги Рахбар.