В четверг шотландские власти освободили из-под стражи 57-летного ливийца Абдельбасета аль-Меграхи. Он был осужден за совершение теракта в Локерби в 1988 году. Таким образом, он возвращается на родину, отсидев лишь 8 лет из 27-летнего заключения за убийство 270 граждан во время «худшего террористического эпизода» в истории Британии.
Если бы это был Осама бен Ладен или кто-нибудь из заместителей бен Ладена, сидящий в тюрьме, мы бы когда-нибудь затеяли такую дискуссию?
Решение выпустить ливийца на свободу раньше срока, было принято на основе заявления его адвокатов, которые говорят, что долго Абдельбасет аль-Меграхи не проживет из-за рака простаты.
О решении шотландских властей объявил глава минюста Кенни Макаскилл. Его заявление прозвучало спустя почти 21 год после того, как на борт самолета была пронесена бомба. Она взорвалась над городом Локерби 21 декабря 1988 года. В воздухе погибло 259 пассажиров, 189 из которых были американцами. Еще 11 человек погибли на земле в результате крушения самолета.
Решение шотландских властей спровоцировало гневные протесты в американских семьях, потерявших родных в том страшном теракте. Все они в один голос утверждают, что преступник должен досидеть свой срок до конца.
Однако Макаскилл утверждает, что власти пошли навстречу преступнику лишь потому, что тот болен неизлечимой болезнью и поэтому его прошение о помиловании с просьбой позволить умереть на родине было удовлетворено. Более того, шотландские власти остались недовольны негативной реакций со стороны администрации президента США Барака Обамы, которая выразила возмущение по поводу решения. В среду госсекретарь США Хиллари Клинтон назвала «совершенно неправильным» выпуск аль-Меграхи на волю.
«Мы до сих пор пытаемся убедить шотландские власти не делать этого, и мы надеемся, что они не сделают», - заявила Клинтон.
Известно, что за Абдельбасетом аль-Меграхи ливийский лидер, полковник Муамар Каддафи отправил самолет, который возвращается обратно.
Между тем в Эдинбурге заявляют, что любое решение главы минюста спровоцировало бы негативную реакцию. Останься преступник за решеткой, это вызвало бы гнев Ливии и других мусульманских государств. Более того, некоторые представители британских семей, которые потеряли в том теракте родных, также считают, что Абдельбасет аль-Меграхи должен был выйти на свободу.
В 2001 году шотландский суд, который рассматривал это дело, счел доказанной виновность аль-Меграхи в убийстве и других обвинениях, связанных с взрывом, но одновременно оправдал другого ливийца, чье дело также рассматривалось в паре с главным подозреваемым. Аль-Меграхи никогда не признавал своей вины. В этом году он подал вторую по счету апелляцию, после того, как врачи поставили ему страшный диагноз.
Ливийское правительство, понимая, что фактор физического состояния обвиненного в терроризме может сыграть в этом деле ключевую роль, добилось, чтобы больного лечил один из лучших британских специалистов в области онкологии доктор Карол Сикора. В конце июля он осмотрел больного. При этом ему помогали ливийские коллеги. В среду господин Сикора призвал срочно принимать решение насчет аль-Меграхи, так как, по его словам, тому «осталось жить очень короткий промежуток времени».
Господин Макаскилл выбирал между тремя вариантами: отпустить заключенного к семье в Триполи (согласно законодательству Шотландии, заключенные со смертельным диагнозом вправе подавать прошение о помиловании), отпустить его в Ливию под конвоем, согласно соглашению между Ливией и Британией, вступившему в действие в апреле, или оставить его в шотландской тюрьме до конца срока.
Власти остановились на первом варианте. Правда, это решение последовало вслед за чередой судебных и политических маневров. Ранее на этой неделе адвокаты осужденного подали петицию в суд Шотландии с требованием отменить приговор. Таким образом, новый процесс должен был начаться в сентябре. Апелляция основывалась на заявлении, что Абдельбасет аль-Меграхи был по ошибке принят за человека, купившего одежду в магазине на Мальте, которая использовалась для маскировки бомбы.
Между тем, сообщает BBC, в Триполи все подготовлено для теплого приема аль-Меграхи, который принадлежит к влиятельному роду, имеющему тесные связи с полковником Каддафи. Но многие американские семьи стоят на своем, не понимая, как такое могло произойти.
«Если бы это был Осама бен Ладен или кто-нибудь из заместителей бен Ладена, сидящий в тюрьме, мы бы когда-нибудь затеяли такую дискуссию? Я так не думаю», – заявила Стефани Бернштейн, чей муж Майкл погиб над Локерби.