Минск объявил о создании так называемого совета по нравственности, которому предстоит контролировать моральный облик белорусского книжного и кинорынка и тем самым способствовать «духовному оздоровлению нации».
По мнению наблюдателей, в первую очередь проверке будут подвергнуты российские книги и фильмы
В состав нового органа войдут руководители всех официально признанных в стране концессий, писатели, художники, ученые, артисты и спортсмены. Предполагается, что на их суд будет поступать вся ввозящаяся и создаваемая в Белоруссии книжная и кинопродукция, а также работа СМИ.
При этом сами инициаторы создания совета утверждают, что их работа не будет иметь ничего общего с цензурой.
«Мы ни в коем случае не сравниваем свою деятельность с цензурой, поскольку в большинстве случаев будем анализировать уже вышедшие в свет и появившиеся на рынке произведения искусства. Мы будем отслеживать все культурные новинки, наблюдать за реакцией людей на так называемые спорные произведения, вызывающие полярные мнения, а потом знакомить министерства и ведомства с результатами наших исследований», – приводит Телеграф слова секретаря Союза писателей Георгия Марчука.
В качестве примера «моральных проблем», которые будут обсуждать члены совета, он назвал «разрушение человеческой личности и семейных ценностей, опошление библейских заповедей, истории и патриотических чувств».
После проверки на наличие безнравственного совет будет рекомендовать соответствующим ведомствам обратить внимание «на особую крайность» тех или иных произведений.
Между тем наблюдатели уже сравнивают новую затею Минска с возвращением к откровенной советской цензуре. Более того, по их мнению, в первую очередь проверке будут подвергнуты российские книги и фильмы, составляющие 80% от всего белорусского рынка.
В частности, в поле зрения членов совета уже попала книга Владимира Сорокина «Голубое сало» и комедия Марюса Вайсберга «Гитлер капут!».
К слову, примеры аналогичной борьбы за «нравственное здоровье общества» ранее периодически демонстрировали и другие ближайшие соседи России.
В частности, в прошлом году решение перетрясти и изъять из своих библиотек часть российских книг принял Киев. Правда, в отличие от Белоруссии, Украину больше волновала не проблема безнравственности, а наличие в произведениях «коммунистической пропаганды», содержащейся фактически во всей советской литературе.