Открывая переговоры с премьер-министром Нидерландов Яном Петером, которые прошли в рамках официального визита президента РФ в Амстердам, Медведев отметил серьезные контакты и глубокие бизнес-связи, существующие у России и Нидерландов.
Нам нужно работать вместе, и мы будем работать вместе и укреплять наши связи
В качестве примера глава Российского государства рассказал, что недавно на Сахалине вступил в строй российско-голландский завод по производству сжиженного газа, что, по его мнению, является примером эффективного развития кооперации между РФ и Голландией в сфере энергетики. «То же самое, я считаю, относится и к ямальским проектам, мне представляется, что мы можем продвинуться по соответствующим проектам», – сказал Медведев, выразив уверенность, что Нидерланды смогут поучаствовать и в ямальских проектах Газпрома.
Есть и другие предложения, подчеркнул Медведев, и сегодня об этом пойдет речь с представителями бизнеса, приводит его слова РИА «Новости».
В свою очередь, премьер-министр Нидерландов отметил, что «нам нужно работать вместе, и мы будем работать вместе и укреплять наши связи».
Стоит отметить, что Нидерланды – один из наиболее активных и перспективных экономических партнеров России. По итогам 2008 года эта страна вышла на вторую позицию по объему товарооборота с РФ и по сумме инвестиций в российскую экономику: российско-голландская торговля приблизилась к отметке 62 млрд долларов, а общий объем накопленных голландских капиталовложений в России к концу прошлого года достиг 45,2 млрд, что составляет 18% всего объема иностранных инвестиций в российскую экономику.
Среди наиболее крупных проектов – «Сахалин-2» (производство сжиженного природного газа, участвуют концерны «Газпром» и «Шелл») и «Северный поток» (в 2007 году голландская компания «Газюни» приобрела 9% акций компании-оператора проекта Nord Stream AG).
Возвращаясь к политике, президент Дмитрий Медведев заявил, что Россия выступает за реальные и контролируемые сокращения стратегических ядерных вооружений.
«Мы готовы сократить наши стратегические носители по количеству в несколько раз по отношению к СНВ-1, и их количество будет ниже уровня 2002 года», – подчеркнул Медведев, сообщает «Интерфакс».
«Не скрою, что нам предстоит решить серьезные проблемы. Мы не можем согласиться с американскими планами по созданию глобальной ПРО. Хотел бы подчеркнуть, что предлагаемые нами сокращения возможны только в том случае, если США снимут российские озабоченности. При любых обстоятельствах проблема взаимосвязи стратегических наступательных и оборонительных вооружений должна быть четко зафиксирована в договоре», – заявил Медведев, которого цитирует Kremlin.ru.
Напомним, согласно подписанному в 1991 году Договору СНВ-1 Москва и Вашингтон должны были сократить количество ядерных боеголовок до шести тысяч, а их носителей – до 1 600 с каждой стороны. Срок действия Договора СНВ-1 истекает 5 декабря 2009 года.
В 2002 году в Москве был подписан дополнительный договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов, ограничивающий число ядерных боезарядов у каждой из сторон до 1 700–2 200 единиц. Этого уровня РФ и США должны были достичь к декабрю 2012 года.
Кроме того, Медведев заявил, что рассчитывает на более доверительные отношения с новой администрацией США. «Надеюсь, что с приходом новой администрации этим отношениям (России и США) будет придана новая, более благоприятная, более доверительная форма», – сказал глава Российского государства, слова которого приводит ИТАР-ТАСС. Президент добавил, что рассчитывает в июле обсудить с Бараком Обамой «все вопросы, представляющие взаимный интерес».
Коснулся Медведев и событий в Грузии в августе 2008 года. Он, в частности, сказал, что расследование гибели нидерландского телеоператора Стана Сториманса, который был убит 12 августа в Гори, должно быть доведено до конца, и заявил, что эта трагедия произошла по вине грузинской стороны.
Как известно, Нидерланды утверждают, что тележурналист погиб от российской кассетной бомбы. Официальный представитель МИД РФ Андрей Нестеренко ранее отмечал, что однозначный вывод о принадлежности боеприпаса на основании предоставленных голландцами сведений сделать невозможно. А замначальника Генштаба ВС РФ Анатолий Ноговицын сообщил, что Россия «никогда не применяет» кассетные боеприпасы, в том числе в военной операции в Южной Осетии и Абхазии.
«К сожалению, то, что случилось, было связано с агрессивными действиями грузинской стороны. В настоящий момент мы исходим из того, что это произошло по вине соответствующих вооруженных сил Грузии, потому как они подтвердили использование кассетных боеприпасов», – заявил Медведев в субботу, отвечая на вопрос нидерландского журналиста на пресс-конференции по итогам российско-нидерландских переговоров. Тот поинтересовался, как идет расследование этого инцидента, и напомнил, что в октябре прошлого года российские власти обещали провести это расследование.
«Расследование должно быть продолжено и доведено до конца», – заявил Медведев. Он выразил соболезнования родным и близким погибшего оператора и подчеркнул, что необходимо предпринять все, чтобы не допустить повторения событий, которые произошли на Кавказе в августе прошлого года.
Мы готовы сократить наши стратегические носители в несколько раз по отношению к СНВ-1, и их количество будет ниже уровня 2002 года
«Это следствие безответственной и очень опасной политики, которая проводилась в Грузии в тот период», – отметил он.
Сопровождающая президента России супруга Светлана во время официального визита встретилась с женой премьер-министра Нидерландов Бьянкой Балкененде-Хоогендайк и поделилась с ней своими впечатлениями об этом городе. Дамы беседовали в резиденции бургомистра Амстердама, пока глава Российского государства и голландский премьер обсуждали там же торгово-экономическое сотрудничество двух стран.
Медведева заверила Балкененде-Хоогендайк, что столица Нидерландов ей очень понравилась. «Амстердам и Санкт-Петербург очень похожи по архитектуре и по духу, их объединяет общая идея – люди отвоевывали у моря пространство для жизни», – цитирует супругу президента РФ РИА «Новости».
Медведева и Белкененде-Хоогендайк остались очень довольны открытием в Амстердаме филиала Государственного Эрмитажа – «Эрмитажа на Амстеле», в этой церемонии принял участие Дмитрий Медведев. Они сошлись во мнении, что подобное событие очень важно для двух стран, а культурное взаимодействие помогает народам лучше понимать друг друга. В программе Медведевой также запланировано посещение Государственного музея.
Как писала газета ВЗГЛЯД, Дмитрий Медведев прибыл в Амстердам в пятницу по приглашению премьер-министра Яна Петера Балкененде, желающего «обсудить вопросы двустороннего сотрудничества». Помимо переговоров с руководством Страны тюльпанов Медведев встретится с королевой Нидерландов Беатрикс и руководством ведущих голландских и транснациональных корпораций, базирующихся в Нидерландах.
«На полях» визита должна пройти встреча сопредседателей смешанной комиссии по экономическому взаимодействию – первого вице-премьера России Виктора Зубкова и министра экономики Нидерландов Марии ван дер Хувен, так как в связи с глобальным экономическим кризисом стороны пытаются минимизировать негативные воздействия на двустороннее сотрудничество.
Помимо экономики будут обсуждаться международные вопросы, в том числе взаимодействие России с НАТО и Евросоюзом. Отметим, что политическое сотрудничество между двумя странами развито крайне слабо. По словам старшего эксперта Центра политической конъюнктуры Максима Минаева, причина в ориентации внешней политики Амстердама на развитие контактов с Соединенными Штатами. Общеизвестно, что Нидерланды поддерживают большинство вашингтонских инициатив.
Такой подход сложился исторически, когда после завершения Второй мировой войны Амстердам сделал ставку на расширение партнерства в рамках трансатлантического пространства, и эта линия до сих пор остается неизменной. Характерно, что голландец Яап де Хооп Схеффер в свое время возглавил НАТО после активной поддержки его кандидатуры со стороны Вашингтона.
Так что для усиления политической линии в диалоге Нидерландов с Россией Амстердаму придется изменить отношение к инициативам Москвы, в первую очередь по перестройке архитектуры евробезопасности. «С большой долей вероятности Голландия эту идею не поддержит», – сказал Минаев газете ВЗГЛЯД.
В этой связи эксперт отмечает, что экономическое взаимодействие Москвы и Амстердама, как и в случае с Британией, развивается автономно и не выходит на уровень государственных субъектов. «Здесь контрагентами выступают бизнес-структуры. А когда в таком формате идет диалог, он в меньшей степени привязан к каким-то внешнеполитическим приоритетам двух стран», – резюмировал Минаев.