Несмотря на неоднократные заверения о приверженности Японии переговорному процессу в вопросе принадлежности Южных Курил, на деле Токио вновь продемонстрировал безапелляционность своей позиции. Теперь тема о необходимости скорейшего возвращения в состав японских территорий четырех российских островов закреплена законодательно.
Соответствующее решение единогласно было принято нижней палатой парламента. Голосование по судьбе так называемых «северных территорий», сообщает ИТАР-ТАСС, состоялось в четверг, после чего документ был направлен на утверждение в верхнюю палату (учитывая особенности японской политсистемы, это не более чем формальность).
Законопроект, по замыслу авторов, должен активизировать общенациональное движение по борьбе за Курилы и содействовать скорейшему возвращению «принадлежащих Японии четырех островов». При этом в японских политических кругах не исключают, что закон приобретет юридическую силу уже до конца июля.
Между тем Россия неоднократно возмущалась демонстрируемой Японией позицией, заявляя о необходимости принятия взаимоприемлемого решения по островам (тут стоит отметить, что Россия признает советско-японскую декларацию от 1956 года, которая прекращала состояние войны, восстанавливала дипломатические отношения между странами, а также фиксировала согласие СССР на передачу Японии островов Хабомаи и Шикотан после заключения мирного договора; проблема в том, что Токио желает получить все четыре острова, причем до заключения мирного договора).
Правительство Японии, хотя и официально соглашалось с необходимостью продолжения переговоров по статусу Курил, воздерживалось от публичного высказывания своей реальной позиции далеко не всегда.
Так, в конце мая премьер страны Таро Асо и вовсе заявил, что Россия «продолжает незаконную оккупацию Южных Курильских островов».
Реакция из Москвы последовала незамедлительно. «Высказывание главы японского правительства противоречит декларируемому самим Токио намерению искать взаимоприемлемые решения пограничного размежевания с Россией. Судя по упомянутому заявлению господина Асо, японская сторона настроена не на поиск устраивающего обе стороны решения, а на удовлетворение своих неправомерных претензий», – отреагировало российское внешнеполитическое ведомство.
Вслед за МИДом свое негодование высказал президент Дмитрий Медведев, настоятельно рекомендовавший Асо в состоявшемся между ними телефонном разговоре воздерживаться от подобных заявлений.
«Не можем не отметить некоторые предпринятые не так давно попытки японских партнеров поставить под сомнение суверенитет России над Курильскими островами, используя любые односторонние, лежащие за рамками правового поля, неприемлемые оценки в этой сфере. Надеюсь, что в Токио адекватно оценят ситуацию и сделают правильные выводы по этому поводу», – позднее уже публично заявил глава государства.