В понедельник Служба безопасности Украины (СБУ) возбудила уголовное дело по факту массового голода на Украине в 1932–1933 годах, приведшего к «гибели миллионов человек». Об этом в ходе встречи с представителями Всемирного конгресса украинцев сообщил председатель СБУ Валентин Наливайченко.
Горько за украинских коллег юристов, которые в связи с политическим заказом вынуждены заниматься девальвацией профессии
Как отмечают в спецслужбе, дело было возбуждено по признакам преступления, предусмотренного частью 1-ой статьи 442 уголовного кодекса страны, которая касается геноцида. Основанием для этого шага, как сообщается, стало обращение главы Украинского института Национальной памяти Игоря Юхновского, народных депутатов Григория Омельченко и Александра Черноволенко, а также других граждан «с требованием провести расследование обстоятельств убийства голодом миллионов людей».
По информации СБУ, спецслужба, Генпрокуратура и институт национальной памяти провели проверку, в ходе которой установили, что с 1921 года большевистский режим «начал активные противоправные действия по недопущению создания независимого украинского государства, направленные на денационализацию Украины, ее унификацию на обычную административно-территориальную единицу СССР». (Напомним, что сам СССР возник как государство в 1922 году. Именно тогда Украина получила статус, которого не имела в Российской империи, – национальной республики. Республики и являлись обычными административно-территориальными единицами СССР. – Прим. ред.)
С этой целью, как отмечают в пресс-центре СБУ, проводилась насильственная коллективизация сельского хозяйства, депортация украинских семей и другие решения, лишившие украинских селян запасов зерна и продовольствия. «Противоправные действия были направлены на убийство голодом украинцев как национальной группы. От этих преступлений власти пострадали и представители других национальностей», – говорится в заявлении спецслужбы.
В ходе проверки, как утверждается, также были взяты пояснения очевидцев, получены архивные советские секретные документы. Возбуждая уголовное дело, СБУ «руководствовалась нормами национального законодательства и принципами международных конвенций».
«Украина собрала достаточно свидетельств для возбуждения уголовного дела об искусственно созданном большевистским режимом голоде, который привел к массовому уничтожению гражданского населения», – заявил Наливайченко.
Отметим, что тема так называемого голодомора активно поднимается властями Украины на протяжении последних лет. В 2006 году по инициативе Виктора Ющенко Верховная рада приняла закон, признающий голод на Украине 1932–1933 годов «геноцидом украинского народа».
Кроме того, Киев активно продвигает подобное признание и на международном уровне, в частности в Совете ООН, ОБСЕ и ПАСЕ, хотя на этом поприще особого успеха не добился. Виктор Ющенко также объявил 2008 год на Украине годом памяти жертв голодомора и даже вручил в апреле 2009 года президенту Европарламента Хансу-Герту Поттерингу украинскую госнаграду «за значительный вклад в донесение до мирового сообщества правды о голодоморе».
Комментируя возбуждение уголовного дела по поводу голодомора, депутат от фракции НУ–НС Геннадий Москаль назвал эти действия «пиаром» и «абсурдом с юридической точки зрения». «Людей, совершивших преступления в период голодомора, унесло время, их нет в живых. Этот вопрос нужно оставить историкам, юристам. А силовикам тут делать нечего. Голодомору нужно дать историческую и политическую оценку, юридической оценки здесь быть не может», – передает слова парламентария «Интерфакс».
По убеждению депутата, «у голодомора нет собственного международного трибунала – ни Нюрнбергского процесса, ни Гаагского трибунала, которые бы его осуждали. И сейчас не нужно превращать народное бедствие в политические фетиши».
Представитель правительства России в высших судах Михаил Барщевский в интервью газете ВЗГЛЯД отметил, что возбуждение уголовного дела со стороны СБУ не будет иметь каких-либо реальных правовых последствий.
«Я бы рекомендовал украинским правителям провести это уголовное расследование, виновником признать Россию и потребовать у нее дотации на украинское сало. Это все бред. Это та ситуация, когда право превращается в инструмент политических игр, это как минимум смешно. Горько за украинских коллег юристов, которые в связи с политической войной, с политическим заказом вынуждены заниматься девальвацией профессии», – отметил Барщевский.
Добавим, что российский МИД неоднократно выступал по поводу голодомора, критикуя украинские власти за однобокий взгляд на проблему. Например, в конце 2008 года внешнеполитическое ведомство подчеркнуло, что попытки руководства Украины «закрепить на международном уровне трактовку событий 1932–1933 годов на территории бывшего СССР как геноцида украинского народа носят политизированный характер и направлены на сеяние раздора между братскими народами России и Украины».
А в ноябре 2008 года президент России отказался участвовать в мероприятиях по случаю 75-й годовщины голодомора 1932–1933 годов на Украине, мотивировав это тем, что «трагические события начала 1930-х годов используются, по нашему мнению, для достижения сиюминутных конъюнктурных политических целей».
«Тех, кто протаскивает тезис о «голодоморе-геноциде», меньше всего интересует научная точность. В ход идут подтасовки и передергивания, фальсификация данных о численности погибших», – сказал тогда Медведев.