В понедельник в ходе визита представительной иранской делегации в Астану прошли переговоры президента Ирана Махмуда Ахмадинежада с главой Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Стороны обсуждали широкий круг вопросов двустороннего сотрудничества – от торговли и инвестиций до международной политической ситуации, однако наиболее интересное заявление лидеры двух стран сделали по итогам переговоров.
Президент Обама еще не принял окончательного решения, но обдумывает идею размещения хранилища в Казахстане
Так, Назарбаев предложил начать переговоры о возможности размещения в республике международного банка ядерного топлива под эгидой Международной организации по атомной энергии (МАГАТЭ).
«Если будет создан банк ядерного топлива для ядерной энергетики, Казахстан мог бы рассмотреть возможность размещения его у нас как в стране, подписавшей договор о нераспространении ядерного оружия и добровольно отказавшейся от ядерного оружия», – отметил президент Казахстана на пресс-конференции по итогам переговоров со своим иранским коллегой.
В свою очередь президент Ирана поддержал идею создания международного банка ядерного топлива на территории Казахстана. «Любая страна, на территории которой существуют запасы урана и которая имеет технологии по его обогащению, может превратиться в банк ядерного топлива», – передает слова Ахмадинежада «Интерфакс».
Напомним, идея создания подобного банка появилась в недрах МАГАТЭ еще несколько лет назад, причем ее активно поддержала американская администрация Джорджа Буша. А уже в сентябре глава Росатома Сергей Кириенко сообщил, что гарантированный запас ядерного топлива под эгидой МАГАТЭ может появиться в российском Ангарске.
По мысли разработчиков банка, уран должен был обогащаться на территории международного центра, а уже потом МАГАТЭ могла бы предоставить это ядерное топливо тем странам, которые в нем нуждаются и которые планируют развивать мирную атомную энергетику.
Отметим, что в Декларации о стратегических рамках российско-американских отношений, подписанной в апреле 2008 года в Сочи тогдашними президентами России и США Владимиром Путиным и Джорджем Бушем, особенно отмечалось стремление сторон сотрудничать в этом направлении. В частности, Вашингтон взял на себя обязательство разбавить 17,4 тонны избыточного высокообогащенного урана из своих военных программ и предоставить 50 млн долларов на создание международного топливного банка МАГАТЭ.
Кроме того, в то время возможность создания этого банка рассматривалась как один ключевых моментов, который способен остановиться ядерную программу Ирана, в чьем мирном характере сомневаются страны Запада. Ведь Тегеран, склонный к быстрой смене риторики, на протяжении всего лета 2008 года намекал на то, что может отказаться от самоличного обогащения урана, если ему будет дана гарантия по обеспечению необходимым атомным топливом.
Наконец, в конце сентября 2008 года в рамках 52-й конференции МАГАТЭ состоялась встреча Сергея Кириенко с главой этой организации Мухаммедом Эль Барадеем, на которой идея создания Международного центра по обогащению урана (МЦОУ) в Ангарске была полностью поддержана. Тогда об учреждении банка топлива говорили как о вопросе решенном. Руководитель Росатома обещал, что центр получит все необходимые документы уже в конце 2008 года, а заработает в 2009 году.
Однако после этого идея создания центра в Ангарске откровенно застопорилась. Иран перестал заявлять о готовности остановить программу обогащения урана и вновь и вновь подтверждал верность цели довести свою ядерную программу до конца. А о ходе организации международного топливного банка в России, несмотря на прежние бравурные заявления, было уже ничего не слышно.
Теперь же, как сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на высокопоставленного представителя Белого дома, Казахстан несколько недель назад обратился к Белому дому с предложением разместить у себя тот самый международный банк ядерного топлива. В то же время источник в ЕС сообщил изданию, что «Казахстан – это очень интересное предложение». «Казахстан является одной из немногих стран, обладавших ядерным оружием и отказавшихся от него», – пояснил источник, рассказав, что Брюссель выделил МАГАТЭ 25 млн евро на эту структуру.
«Президент Обама еще не принял окончательного решения, но обдумывает идею размещения хранилища в Казахстане», – отметил, в свою очередь, представитель администрации США.
Отметим, что активизация Тегерана по взаимодействию с мировым сообществом по вопросу возможного ограничения своей ядерной программы понятна: президент США Барак Обама выбрал новый курс по взаимодействию с Исламской Республикой, направленный на снижение фактора конфронтации и связанный, прежде всего, с прямыми переговорами. В этой ситуации Ирану важно сделать несколько позитивных заявлений.
А вот почему Казахстан, считающийся одним из ключевых союзников России на постсоветском пространстве, сделал такой шаг в пику российским инициативам, не вполне очевидно. При этом интересно, что Ангарский электролизный химический комбинат, на базе которого собирались сделать банк ядерного топлива, ведет активную совместную деятельность с казахскими атомными предприятиями.