Евросоюз решил включить Белоруссию в программу «Восточное партнерство», официальный старт которой намечен на май этого года.
Мы не хотим, чтобы у России создалось впечатление, что ее окружили со всех сторон
Презентация нового видения европейского сотрудничества с постсоветскими странами, которые, по первоначальному замыслу, должны были «осознать свою принадлежность к Европе», состоялась в прошлом году по инициативе Польши и Швеции. В программу, которая должна облегчить политическое и экономическое сотрудничество, первоначально приглашались Армения, Азербайджан, Грузия, Молдова и Украина. Параллельно в качестве бонуса за «дружбу» им предполагалось выделить 350 млн евро финансовой помощи для «продолжения демократических преобразований».
После наметившегося потепления во взаимоотношениях между ЕС и Белоруссией присоединиться к партнерству предложили и последней.
Правда, тут же озвучив главное условие: непризнание независимости Абхазии и Южной Осетии, вопрос о чем в обозримом будущем намерен рассмотреть белорусский парламент. «Парламент Белоруссии наделен суверенным правом принимать те или иные решения, однако, если Минск признает независимость Ю. Осетии и Абхазии, то у Белоруссии появятся очень и очень серьезные проблемы с участием в программе «Восточное партнерство» ЕС», – заявил накануне министр иностранных дел председательствующей в ЕС Чехии Карел Шварценберг.
Параллельно ЕС предпринял шаги для успокоения России, которая рассматривает излишнее стремление Брюсселя к выстраиванию партнерства с бывшими советскими странами как конкуренцию собственным интеграционным программам.
Как заявил главы французского МИДа Бернар Кушнера, Евросоюз готов предложить России и Турции периодически подключаться в внутрипартнерскому диалогу. «Мы не хотим, чтобы повторилась та же ситуация, что с расширением НАТО, то есть когда у России создалось впечатление, что ее окружили со всех сторон», – цитирует его слова РИА «Новости».
Между тем до сих пор новый европейский проект не вызывал особого энтузиазма со стороны Москвы. В частности, комментируя ранее планы ЕС относительно соседей России, постпред Владимир Чижов отмечал, что хотя Москва и не претендует на монополизм в отношениях с постсоветскими республиками, однако будет внимательно следить за действиями Брюсселя в зоне своих интересов.
Впрочем, в самом ЕС также далеко не все одобряют «Восточное партнерство».
В частности, на последнем саммите министров иностранных дел ЕС ряд стран выступили с резкой критикой наметившегося в ЕС перевеса в пользу сотрудничества в Восточной Европой. Кроме того, мнения разошлись и по вопросу финансирования «Восточного партнерства», которое может оказаться слишком тяжелым бременем для Европы в условиях мирового финансового кризиса.