Политика

2 ноября 2009, 19:43

Константин Косачев: Заело с британской стороны

Фото: ИТАР-ТАСС

Впервые за последние пять лет в Россию прилетел министр иностранных дел Великобритании. Перед отъездом в Россию Дэвид Милибэнд пообещал, что начнет в Москве процесс «перезагрузки» российско-британских отношений. О том, как можно разрешить конфликт вокруг дела Литвиненко, зачем Милибэнду встречаться с правозащитниками и есть ли у двух стран неразрешимые проблемы, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал председатель думского Комитета по международным делам Константин Косачев.

− Перед тем как отправиться в Первопрестольную, глава МИД Великобритании Дэвид Милибэнд заявил, что собирается «перезагрузить» российско-британские отношения. Эти слова – дань дипломатической моде, которую ввели США, или лед между Москвой и Лондоном действительно начал таять?
− Надеюсь, что это не дань моде, потому что отношения России с Великобританией очень заметно отличаются от отношений России с другими западными странами, причем в худшую сторону. У руководства Великобритании на каком-то этапе сложилось ощущение, что своей артикулированной жесткостью по отношению к России оно осуществляет некую общую магистральную стратегическую линию. Но если это и было правильно для Лондона в прежние времена администрации американского президента Джорджа Буша – хотя у меня даже в этом есть большие сомнения, то сейчас данная политика явно выпадает из общих тенденций. Представляется, что руководство Великобритании трезво оценивает картину и понимает, что оно «пережало» в своих прежних радикальных позициях по отношению к России. Если это так, то в наших отношениях возможны перемены к лучшему, Россия к ним всегда была готова. Ухудшение отношений происходило не по нашей инициативе. Так что нормализация диалога с нашей стороны будет воспринята с готовностью.

Проводить расследование по делу Литвиненко должны не политики, а эксперты

− Какие проблемы не дают Москве и Лондону нормально общаться?
− Честно говоря, по-настоящему серьезных проблем я не вижу. Они во многом наносные. Да, есть известные сюжеты с экстрадицией из Великобритании ряда людей, к которым имеет вопросы российское правосудие, и с экстрадицией из России человека, который интересен британским правоохранительным органам, есть разногласия по вопросам текущего сотрудничества и по статусу Британского совета в России... Я не хочу преуменьшать значение этих вопросов. Но ни один из них я не считаю непреодолимым препятствием к тому, чтобы в прочих областях наши отношения развивались позитивно и поступательно. В диалоге любых стран всегда есть дилемма: проблемы должны или не должны мешать сотрудничеству? Мы сталкиваемся с этим в наших отношениях с США, Японией, Польшей и, конечно, Великобританией. И каждый раз Россия ясно дает понять партнерам, что готова к сотрудничеству, невзирая на разногласия. А, например, Япония в прежние годы делала прямо противоположный выбор. Сейчас, правда, она все чаще демонстрирует политику, аналогичную российской. То же самое происходит и с США при Обаме. Я надеюсь, что и наши отношения с Великобританией ждет подобный поворот. Они этого заслуживают.

− Есть мнение, что отсутствие нормального российско-британского диалога бьет по репутации Великобритании, а не России…
− В ненормальных отношениях – а российско-британские отношения в нынешнем виде я не могу считать нормальными – страдают все стороны. Это ситуация упущенных возможностей. И вопросы международно-репутационные: кто выглядит лучше, кто хуже – в данном случае вторичны. Первично то, что Великобритания − одна из лидирующих, влиятельнейших, мощнейших европейских держав, с которой мы пока не можем наладить полноценное экономическое, научно-техническое, культурное сотрудничество. Мы могли бы сделать кратно, в разы больше, если бы не зациклились на наших проблемах. Когда я говорю «мы», то имею в виду обе стороны, но еще раз подчеркну: по моему глубокому убеждению, «заело» с британской стороны. При всех наших претензиях к Великобритании по ситуации, связанной с экстрадицией Бориса Березовского, с выдачей Ахмеда Закаева, по некоторым другим сюжетам мы никогда не выдвигали эти проблемы на первый план. Нам же экстрадицию депутата Лугового ставят чуть ли не в качестве минимально возможного условия дальнейшего развития российско-британских отношений в любых сферах. Это неправильно. Это ошибка британской стороны. Но, боюсь, что от этой ошибки страдает не только Великобритания, но и Россия.

Мы никогда не выдвигали претензии по поводу Березовского и Закаева на первый план

− Во время нынешнего визита в нашу столицу Дэвид Миллибэнд намерен встретиться не только со своим российским коллегой Сергеем Лавровым, но и с отечественными правозащитниками. Не поднимется ли после этого волна критики в сторону российской демократии, с помощью которой Лондон попробует «надавить» на Москву?
− Я считаю, что опыт последних нескольких лет в российско-британских отношениях должен был четко показать британской стороне, что давить на Россию бесперспективно. И это главный вывод, который британская сторона либо уже сделала, либо должна сделать в обозримом будущем для того, чтобы наши отношения пришли в норму. Поэтому я надеюсь, что встреча с правозащитниками − шаг, который больше ориентирован не на российское, а на британское общественное мнение. Оно во многом сконцентрировано на политической ситуации в России, и Милибэнд не может оставить этот факт без внимания, если не хочет по возвращении нарваться на мощную критику внутри страны. Так что думаю, это тактический ход, а в основе сегодняшних переговоров лежит все-таки стремление перевернуть страницу и приступить к выстраиванию нормальных отношений с Россией.

− Как может разрешиться конфликт с выдачей депутата Андрея Лугового британской Фемиде?
− В данном вопросе для меня все очевидно. Конечно, не по сути, а по форме. Выдачи не будет, поскольку это запрещено российской Конституцией. Прежние заявления господина Милибэнда о том, что России придется поменять свою Конституцию, я даже комментировать не хочу в силу их абсурдности и абсолютной неприемлемости. Так что тут есть только два пути: либо эту тему просто закроют, либо ее по-прежнему будут использовать для того, чтобы удерживать российско-британские отношения в заложниках данной проблемы. Я надеюсь, что выбор будет сделан в пользу первой альтернативы. Разумеется, многие моменты в деле Литвиненко требуют прояснения. И Россия не меньше Великобритании заинтересована в том, чтобы здесь не осталось никаких белых пятен. Более того, мы готовы к полномасштабному сотрудничеству в данном вопросе. Но проводить расследование должны не политики, а эксперты. Решить эту проблему можно только экспертным путем. Эксперты должны встречаться, обмениваться сведениями. Ведь мы до сих пор не знаем, какие факты навели британцев на мысль о причастности Лугового к убийству Литвиненко. Если они есть, то мы с ними разберемся. Но для этого надо знать, с чем, собственно, разбираться. Другими словами, мы можем и дальше ходить по замкнутому кругу или разорвать этот круг. Это опять же выбор британской стороны. Она должна его для себя сделать.

Текст: Ирина Романчева

Вам может быть интересно

Военкоры сообщили о первых потерях французского Иностранного легиона в зоне СВО
Темы дня

Русский мэр-русофоб зачищает Таллин от всего русского

Новые власти Таллина, отстранив прежнего мэра, начали наводить в городе свои порядки, старательно выкорчевывая из него все русское или связанное с Россией. Политика действующего градоначальника Евгения Осиновского показывает, что для него нет вообще ничего святого.

Военные из России продолжили серию успехов в Африке

Военное присутствие России в Африке стало неожиданно резко увеличиваться. В ЦАР российские специалисты «сшили страну», убедив мятежников разоружиться. В Нигере военные из РФ размещаются на американской секретной базе. В Чад тоже прибыли белые люди в форме без знаков отличия, которых приняли за россиян. Что происходит?

Арсен Аваков объявлен в розыск в России

Пилот бомбардировщика назвал возможные места дислокации украинских F-16

НАТО определило две «красные линии» для вступления в конфликт на Украине

Новости

УВЗ отправил в войска два эшелона танков

«Уралвагонзавод» (в составе концерна УВЗ входит в Ростех) отправил эшелоны танков Т-90М «Прорыв» и Т-72Б3М в Министерство обороны России, сообщили в пресс-службе концерна.

Президент Киргизии решил приехать на парад Победы в Москве

Президент Киргизии Садыр Жапаров собирается 8 мая принять участие в юбилейном саммите Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и параде Победы 9 мая в Москве, сообщили в администрации главы республики.

Российский снайпер рассказал о ликвидации украинского военного в каске СС

Один из самых эффективных российских снайперов в зоне спецоперации рассказал о ликвидации украинского военнослужащего, носившего немецкую каску времен войны с эмблемой СС.

Французский Иностранный легион понес первые потери на Украине

Информацию о прибытии легионеров на Украину подтвердили военкоры, участники подполья и военные эксперты. По их данным, французские солдаты, набранные из 3-го пехотного полка Иностранного легиона, были развернуты в поддержку 54-й отдельной механизированной бригады ВСУ в Славянске.

В украинских Сумах поражен объект энергетической инфраструктуры

Высоковольтный объект получил повреждения в городе Сумы на севере Украины, где ночью прогремели взрывы, заявила национальная энергетическая компания «Укрэнерго».

Обвиняемый во взятке замминистра Иванов попросил о домашнем аресте

Адвокаты обвиняемого в получении взятки заместителя министра обороны Тимура Иванова просят Мосгорсуд отменить решение о заключении под стражу и перевести своего подзащитного под домашний арест. Аппеляционная жалоба будет рассмотрена 8 мая.

Лавров «опустил на землю» главу МИД Швейцарии из-за Зеленского

Заявления о том, что швейцарская конференция по Украине будет посвящена «выработке взаимоприемлемых подходов», на самом деле являются неправдой, Швейцарии никто не позволит отойти от «формулы» Владимира Зеленского, рассказал глава МИД России Сергей Лавров.

В США назвали условие для ввода войск на Украину

В США не исключили военного вмешательства в конфликт, чтобы избежать падения Украины, заявил лидер демократов в Палате представителей Хаким Джеффрис.

ФСБ рассекретила признания адъютанта Гитлера о вкладе СССР в разгром нацизма

Федеральная служба безопасности России рассекретила документы из следственного дела бывшего личного адъютанта Адольфа Гитлера Отто Гюнше, в которых он признает решающую роль СССР в разгроме нацизма.

В Демпартии США задумались о замене Байдена на Мишель Обаму

В США среди демократов ходит слух о том, что президент Джо Байден на предстоящих выборах может уступить место экс-первой леди Мишель Обаме, сообщает немецкое издание Spiegel.

Киселев потребовал расследовать убийство военкора Бентли

Генеральный директор медиагруппы «Россия сегодня» Дмитрий Киселев заявил, что убийство корреспондента агентства Sputnik Рассела Бентли должно быть расследовано, а виновные – наказаны.

Блогеры высмеяли заявление Зеленского о Боге с украинским шевроном

Владимир Зеленский в своем заявлении про шеврон ВСУ на плече у Бога обозначил собственный цинизм, неверие и увлеченность «нетфликс-политикой», считает политический консультант Мария Сергеева.
Мнения

Геворг Мирзаян: Средней Азии придется играть по новым миграционным правилам

Если в аэропортах счет непропущенных в РФ идет на десятки и сотни человек, то на сухопутных пунктах пропуска (на российско-казахстанской границе) – на тысячи. Пытающихся попасть в Россию гастарбайтеров – прежде всего таджиков – тщательно проверяют.

Игорь Караулов: Спор «красных» и «белых» отстал от жизни

Российское государство отстаивает традиционные ценности, но это не исключительно ценности «России, которую мы потеряли». Это ценности семьи, Отечества, традиционных религий, но это и ценности труда, справедливости, солидарности. И «красные», и «белые» найдут здесь то, что им дорого.

Игорь Переверзев: Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?