Президент Таджикистана Эмомали Рахмон прибыл с трехдневным государственным визитом в Россию. В четверг в Кремле пройдут официальные переговоры в узком и расширенном составах. В среду же визит начался с неформального общения с Дмитрием Медведевым, которое продолжилось за ужином.
Насчет тепла – постараемся обеспечить душевное тепло, потому что с климатическим сегодня немного труднее
Принимая своего гостя в подмосковной резиденции, президент пообещал ему «душевный» прием и сказал, что намерен обсудить все вопросы двусторонних отношений. «Сердечно приветствую вас в Подмосковье, с этого неформального мероприятия у вас начинается государственный визит в Россию, и рад, что он состоится, что мы сможем обсудить все вопросы, которые связывают два наших государства», − сказал он.
По словам Медведева, у Москвы и Душанбе «многочисленные и серьезные связи по всем составляющим нашей жизни − и в экономике, и в региональной политике, и в гуманитарной сфере, и в области культуры». «Государственный визит − не только способ продвинуть двусторонние отношения, но и показатель статуса отношений России и Таджикистана», − выразил уверенность российский лидер.
Президент Таджикистана, в свою очередь, поблагодарил Медведева за приглашение посетить Россию с первым государственным визитом. «Мы приземлились только час назад, и я уверен, что визит придаст импульс нашим отношениям», − заверил Рахмон, отметив, что в отношениях с Россией «есть резервы, которые необходимо будет осуществить после наполнения уже существующих заделов». По его словам, в Москве хорошая и теплая погода.
«Насчет тепла − постараемся обеспечить душевное тепло, потому что с климатическим сегодня немного труднее, но дружеская атмосфера обеспечена», − передает ответ главы российского государства ИТАР-ТАСС.
Стоит отметить, что в отношениях между Москвой и Душанбе в последнее время наблюдаются серьезные затруднения. Накануне на встрече с министром энергетики России Сергеем Шматко Рахмон выразил неудовлетворение ходом реализации российских проектов в Таджикистане. Речь идет, прежде всего, об энергетическом направлении, а именно о строительстве в регионе трех гидроэлектростанций средней мощности.
Кроме того, по мнению Рахмона, темпы и объемы реализации планов по разведке и добыче природного газа Газпромом являются недостаточными. «Из четырех газовых месторождений, которые были переданы компании Газпром, только на одном месторождении начались работы», − подчеркнул президент Таджикистана.
Напомним, что разногласия вокруг строительства Рогунской ГЭС уже приводили к серьезному обострению отношений между Россией и Таджикистаном. В январе в ходе своего визита в Узбекистан Дмитрий Медведев коснулся вопроса строительства этой ГЭС, заметив, что «гидроэнергетические станции в Центрально-Азиатском регионе должны строиться с учетом интересов всех соседних стран» и «если не будет общего согласия всех сторон, Россия воздержится от участия в подобных проектах».
Сказано это было с успокоительной целью: Ташкент опасается, что гидроэнергетические проекты Душанбе, в которых Москва принимает серьезное участие, скажутся на водоснабжении Узбекистана. Но спустя три дня МИД Таджикистана выпустил специальное заявление, в котором выражалось недоумение в связи со словами Медведева. Тогда под вопросом оказалось даже участие Рахмона в саммите ОДКБ, но в конце концов он все же его посетил, подписавшись под общим документом о создании КСОР.
Не менее неприятная для Москвы ситуация складывается и в вопросе военного сотрудничества с Душанбе. Последний по-прежнему настаивает на том, чтобы Россия начала платить аренду за размещенную на территории республики 201-ю военную базу и аэродром «Айни», который, по слухам, несмотря на прошлогодние договоренности, вообще может достаться военным США. Кроме того, Душанбе намеревается добиться вывода с территории республики базирующейся у афганской границы российской пограничной группы ФСБ, против присутствия которой активно выступает Вашингтон.
Наконец, недавно таджикские парламентарии одобрили новый закон «О языке», согласно которому таджикский превращается в единственный официальный язык страны. Кроме того, в Душанбе не первый месяц курсируют слухи о возможном проведении референдума и полном изъятии из конституции какого-либо упоминания о русском языке (сейчас имеет статус языка межнационального общения).
По мнению большинства экспертов, все эти противоречия имеют небольшие шансы на разрешение в ближайшее время. В общем-то, ни по одному из этих моментов ситуация не может сдвинуться уже несколько месяцев. Поэтому переговоры двух президентов в ходе государственного визита Рахмона в Москву обещают быть достаточно тяжелыми.