Президент России Дмитрий Медведев во вторник приедет в Сербию на переговоры с президентом республики Борисом Тадичем, который пригласил российского лидера на торжественные мероприятия по случаю 65-летия освобождения Белграда от нацистской оккупации.
Наше ближнее зарубежье тоже стремится в ЕС, так что для Газпрома это будет новый рынок в Европейском союзе
Это будет первый визит главы российского государства в Белград с 2001 года, когда здесь побывал Владимир Путин. Медведев ранее посещал Сербию в феврале 2008 года в качестве первого вице-премьера, кроме того, он неоднократно встречался с Тадичем в Москве.
В Белграде Медведев не только поучаствует в торжественных мероприятиях, но и выступит в сербском парламенте – Народной скупщине. Ранее ни один глава иностранного государства в Скупщине не выступал. Во время визита планируются российско-сербские переговоры и подписание совместных документов.
Накануне Медведев в интервью сербским СМИ осветил довольно широкий круг вопросов, которые могут быть подняты в ходе визита. В свою очередь, господин Тадич в разговоре с телеканалом «Вести» заявил, что Сербия после вступления в Евросоюз будет в этой организации «лучшим другом России».
«Я не вижу никакой опасности, связанной с нашим вступлением в ЕС, – сказал он. – В Евросоюзе мы будем лучшим другом России. Это будет помогать во всех отношениях».
Говоря о направлениях сотрудничества с Россией, Тадич отметил сферу энергетики. По его словам, Белград доволен модернизацией нефтяной промышленности Сербии «Газпром-Нефтью». «Наше ближнее зарубежье тоже стремится в ЕС, так что для Газпрома это будет новый рынок в Европейском союзе», – сказал президент Сербии.
Ранее господин Тадич в интервью местным СМИ подчеркивал, что визит Дмитрия Медведева послужит углублению не только экономического сотрудничества, но и двусторонних российско-сербских связей.
Вступление в Евросоюз – главная задача нынешних сербских властей. Белград рассматривает возможность подачи официальной заявки на членство в ЕС уже в ближайшие месяцы. В то же время Тадич называет отношения с Россией одной из опор внешней политики Сербии, между двумя странами уже действует безвизовый режим.
Старший эксперт Центра политической конъюнктуры России Максим Минаев отмечает, что если говорить о Сербии как о перспективном члене ЕС, то в качестве аналогии можно использовать отношения, которые сложились у России с Финляндией. Хельсинки, будучи членом ЕС, стал принципиальным партнером Москвы, продвигая ее инициативы в политической и экономической плоскостях. Поэтому за Сербией может быть закреплен аналогичный статус – статус «коридорного государства».
Однако тут нужно учитывать, что у России и Финляндии хорошие отношения сложились задолго до вступления Хельсинки в ЕС. У Сербии и России столь богатого бэкграунда нет.
Да, сербское руководство еще с 90-х годов в рамках Югославии, а затем Сербии и Черногории последовательно демонстрировало готовность к политическому сотрудничеству с Россией. Но существуют и определенные риски. Возглавляемая господином Тадичем Демпартия в случае евроинтеграции может изменить вектор политической активности. Максим Минаев не исключает, что если Борис Тадич добьется успеха в вопросах евроинтеграции, то станет использовать «политическую практику времен Тито».
«Тем не менее можно полагать, что общие политические настроения, которые сегодня доминируют в политических элитах Сербии (речь также идет о позиции сербских радикалов и либерал-демократов), будут способствовать тому, что эти элиты сохранят определенный уровень ориентации на Россию», – сказал Минаев газете ВЗГЛЯД, добавив, что шансы Белграда на вступление в ЕС ограничены еще и косовским вопросом – большая часть стран ЕС признали независимость Приштины и требуют того же от Сербии.