Завершив свой первый визит в независимую Абхазию, министр иностранных дел России Сергей Лавров продолжил дипломатическое турне в Южной Осетии.
Размещение российского посольства в Южной Осетии оказалось более сложным делом, чем в Абхазии, где эта проблема решилась довольно быстро
В Цхинвал вместе с главой российского МИДа прибыли его заместитель Григорий Карасин, официальный представитель внешнеполитического ведомства Андрей Нестеренко, директор Четвертого департамента стран СНГ Андрей Келин и посол по особым поручениям Юрий Попов.
В программу визита Лаврова включены переговоры с президентом республики Эдуардом Кокойты, главой МИДа Муратом Джиоевым, а также переговоры с командующим Смешанными силами по поддержанию мира Маратом Кулахметовым и руководителем миссии ОБСЕ Терхи Хакалой.
Россия и Южная Осетия уже подписали 9 сентября соглашение об установлении дипломатических отношений, и, по словам Лаврова, на днях будет подписан договор о дружбе между государствами, который в том числе будет включать и «военные вопросы».
В этой связи, отметил глава российского МИДа на пресс-конференции после встречи с Кокойты, главной целью его визита стало рассмотрение конкретных составляющих в отношениях между Москвой и Цхинвалом. Одним из первых подобных вопросов стало открытие посольства России в республике.
При этом размещение российского посольства в Южной Осетии оказалось более сложным делом, чем в Абхазии, где эта проблема решилась довольно быстро. По словам Лаврова, это связано с большими объемами разрушения столицы республики. «Здесь в Цхинвале живого места нет», – подчеркнул хозяин Смоленской площади.
По этой причине Москва решила пока разместить посла и его сотрудников «на временных условиях без ущерба для граждан Южной Осетии». «Разместить всех жителей, которые остались без крова, до того, как наступит зима, гораздо важнее, чем находить какой-то особняк под российское посольство», – заметил глава российской дипломатии.
Между тем новый статус республики диктует и пересмотр многих достигнутых ранее договоренностей по урегулированию конфликта. Так, министр иностранных дел России сообщил журналистам, что все вопросы относительно размещения наблюдателей ОБСЕ в Южной Осетии будут решаться только при участии представителей Цхинвала.
«Россия является членом ОБСЕ. И в этом качестве мы гарантируем, что ни один вопрос, касающийся Южной Осетии, не будет в ОБСЕ более обсуждаться в отсутствие представителей Цхинвала. Решать в конечном счете им», – передает слова Лаврова ИТАР-ТАСС.
Он напомнил, что согласованный еще после первой грузино-осетинской войны в 1992 году мандат ОБСЕ был фактически приостановлен из-за действий президента Грузии Михаила Саакашвили. «Из-за позиции Саакашвили наблюдатели ОБСЕ оказались в правовом вакууме. Вопрос о наблюдателях сейчас активно обсуждается», – отметил глава МИДа, добавив, что югоосетинские власти «в общем не против восьми наблюдателей ОБСЕ».
Вместе с тем он подчеркнул, что мандат наблюдателей должен быть уточнен, поскольку «они едва ли смогут в новых условиях находиться в Южной Осетии в составе миссии наблюдателей ОБСЕ в Грузии».
Еще одной темой переговоров Лаврова и Кокойты стала безопасность республики, и здесь, по мнению главы российского МИДа, еще много нерешенных проблем. Он сообщил, что Россия озабочена попытками Грузии интерпретировать свои обязательства о неприменении силы в отношении Южной Осетии и Абхазии.
«Нас тревожит, что грузинский режим пытается толковать взятые им обязательства по неприменению силы против Абхазии и Южной Осетии как действительные только в том случае, если Южная Осетия и Абхазия останутся частью Грузии, – рассказал Лавров и констатировал: – Это прямой отход от тех договоренностей, которые согласовал президент Франции от имени всего Евросоюза».
Президент Южной Осетии в свою очередь согласился с Лавровым и заявил, что Южная Осетия не доверяет заверениям грузинского руководства и будет укреплять свои границы, правоохранительные органы и союз с Россией. «Как показала практика, грузинская сторона всегда отходит от договоренностей, тем более что Грузия не прониклась ответственностью за содеянное», – сказал Кокойты.
«С 1989 года действия Грузии не осуждались мировым сообществом, и это дало ей повод действовать еще более жестко по отношению к Южной Осетии и Абхазии», – добавил он.
Причем озабоченность российской и югоосетинской сторон подкрепляется данными о том, что Грузия продолжает готовить в отношении Абхазии и Южной Осетии теракты и провокации на межэтнической почве. «Существует информация, что некоторое время назад из грузинских тюрем было выпущено несколько сотен бандитов под обязательство осуществлять такого рода провокации», – заверил глава МИД России.
Кроме того, он выразил недоумение и назвал цинизмом направление грузинским руководством требования гуманитарным организациям не предоставлять Южной Осетии помощи.
«Нас не может не возмущать информация, что грузинское руководство тайком от всех направило конфиденциальное послание международным организациям с требованием не оказывать гуманитарную или восстановительную помощь в Южной Осетии до тех пор, пока она не станет частью Грузии», – сказал российский министр, отметив, что международные организации не последовали призыву Грузии.
Отметим, что активизация деятельности российского внешнеполитического ведомства в Абхазии и Южной Осетии вызвала предсказуемую реакцию в Тбилиси. Замминистра иностранных дел Грузии Григол Вашадзе заявил о том, что грузинская сторона не приемлет действия руководства России, заявляющего о намерении открыть посольства в Сухуме и Цхинвале.
«Россия пытается осуществить аннексию территорий Грузии и продолжает эту клоунаду с посольствами, нарушает своими действиями все принципы международного права», – передает слова Вашадзе РИА «Новости».