Политическая среда не преподнесла сюрпризов в том смысле, что фон международной реакции на факт признания Россией Южной Осетии и Абхазии не изменился.
Под сомнение могут быть поставлены российские энергетические проекты – Северный и Южный поток
Так, Североатлантический альянс выпустил заявление, в котором не только осудил Россию, но и призвал «пересмотреть решение президента Дмитрия Медведева». В штаб-квартире НАТО считают, что Москва нарушила ряд резолюций Совбеза ООН, гарантирующих территориальную целостность государств. К подобному мнению присоединился и исполнительный орган Евросоюза – Еврокомиссия. По словам ее официального представителя Питера Пауэра, члены Еврокомиссии «жестко осуждают» подобное поведение Москвы.
Глава Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Луис Мария де Пуч также обвинил Москву в нарушении обязательств, взятых на себя при вступлении в 1996 году в Совет Европы. «Став членом Совета Европы, Россия обязалась уважать суверенитет и территориальную целостность соседних стран. Сделанное заявление разбило это обещание вдребезги», – сокрушался де Пуч.
В свою очередь, комментируя призыв НАТО к Медведеву «пересмотреть решение», постпред России в альянсе Дмитрий Рогозин предложил «некоторым странам альянса» пересмотреть уже свои решения на предмет признания независимости Косова. «Поезд ушел, молоко выкипело – теперь надо уже жить в новых реалиях и обеспечивать безопасность на Кавказе путем признания Абхазии и Южной Осетии в качестве независимых государств», – подытожил Рогозин.
Тем не менее, к «осудившим» и «выразившим обеспокоенность» накануне добавились Греция, Норвегия, Латвия, Кипр, Румыния и ведущие политические партии Испании. Однако мнение данных стран уже вряд ли могло повлиять на общую диспозицию: наблюдатели ждали новых заявлений от представителей ведущих стран Европы, то есть тех, кто определяет глобальную политику континента. Уже по их заявлениям и даже тону высказываний журналисты предполагали судить о том, ограничится ли Запад дежурной критикой или всё-таки пойдет на серьезное охлаждение отношений с Россией.
Первым на этом фронте выступил президент председательствующей в Евросоюзе Франции Николя Саркози и сразу же перешел к самому насущному вопросу, подчеркнув, что «никто не хочет возврата к временам «холодной войны». «НАТО – не противник, а партнер России. Что касается Евросоюза, то он намерен строить с Россией тесные и позитивные отношения», – передает РИА «Новости» слова французского президента.
«России сегодня предстоит сделать фундаментальный выбор. Франция вместе с партнерами по ЕС показала своими инициативами, насколько она желает, чтобы это был выбор разрядки и сотрудничества, уважения принципов уставов ООН и ОБСЕ», – продолжил Саркози, добавив, что ключевым моментом в этом вопросе станет саммит ЕС от 1 сентября.
Давний «друг России» , глава МИДа Великобритании Дэвид Милибэнд, находящийся сейчас с визитом в Киеве с ходу заявил, что Россия «находится в большей изоляции, ей меньше доверяют и меньше уважают ее», чем две недели назад.
«Со временем она ощутит экономические и политические потери. Если она и в самом деле хочет добиться влияния и уважения и всех вытекающих отсюда преимуществ, ей следует изменить свой курс», – пояснил министр Её Величества, отметив, что Западу следует пересмотреть «природу, глубину и широту отношений с Россией».
Однако, перейдя к конкретным мерам этого «пересмотра», Милибэнд не нашел ничего лучше, как предложить Европе сделать все для того, чтобы меньше зависеть от российского газа. «Европа должна действовать как единое целое, когда имеет дело с третьей стороной, такой, как Россия. И мы будем снижать нашу зависимость от газа в целом: увеличивать эффективность потребления энергии, вкладывать в добычу угля и технологии хранения угля, в его переработку и атомную энергию», – сообщил глава Форин-офиса.
Не преминул глава британской дипломатии коснуться и перспектив российско-украинских отношений, раз уж Виктор Ющенко находился неподалеку. Милибэнд прямо призвал украинского лидера «изменить отношения Киева с Москвой», отказавшись от «подчиненного положения».
«Ваша независимость требует новых отношений с Россией - партнерства равных, а не отношений хозяина и слуги», - сказал министр иностранных дел Великобритании, сразу ж оговорившись, впрочем, что Украина уже демонстрирует пример того, что «страна берет свою судьбу в свои руки и добивается равного союза с другими странами».
А вот конец речи Милибэнда вышел неожиданный. Глава Форин-офиса громко подчеркнул, что Запад не должен добиваться изоляции России, поскольку «это будет контрпродуктивно». Впрочем, он тут же перевел стрелки на Россию и заметил, что именно на президенте Медведеве лежит огромная ответственность, а именно – не развязать новую холодную войну. «Мы не хотим новой холодной войны, и Дмитрий Медведев ответственен за то, чтобы ее не развязать», – резюмировал министр Её Величества.
Однако «комментарием дня» стоит признать все-таки спич вице-президента США Ричарда Чейни. Последний пообещал, что Вашингтон и его союзники обеспечат территориальную целостность независимой Грузии.
«Мы будем работать с союзниками для того, чтобы обеспечить территориальную целостность Грузии в качестве свободного и независимого государства. Эта молодая демократия была подвергнута не имеющему оправданий нападению, и международное сообщество объединилось в осуждении вторжения России в суверенную, демократическую соседнюю страну, в осуждении признания независимости регионов Грузии – Южной Осетии и Абхазии», – отрезал он.
Однако эксперт Центра политической конъюнктуры Евгения Войко считает, что страны Запада, ввиду их достаточно серьезной энергетической зависимости, не пойдут на кардинальное ухудшение отношений с Россией.
«Под сомнение могут быть поставлены российские энергетические проекты – Северный и Южный поток. Но в условиях, когда буксуют альтернативные проекты, в Турции наблюдается нестабильная политическая обстановка, а Азербайджан демонстрирует многовекторность, все это лишь предоставляет геополитические козыри Москве», – отметила эксперт в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД.
Войко уверена, что наиболее реальная угроза – это бойкот Олимпиады в Сочи, однако он касается лишь имиджевых потерь для политической элиты страны. «В этой связи, я думаю, Москва будет действовать предельно жестко для того, чтобы нанести упреждающий удар по реакции Запада. Это то, что мы уже видели в отношении приостановки части сотрудничества с НАТО и в отношении ВТО», – отмечает Войко.
Аналогичного мнения придерживается и первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков. При этом эксперт подчеркивает, что недавние заявления главы МИДа России Сергея Лаврова о возможном выводе российских миротворцев из буферных зон в Грузии не является уступкой.
«Это решение логически последует после констатации независимости Цхинвала и Сухума. Термин миротворцы вообще будет отходить на второй план. В дальнейшем между Осетией и Грузией будет установлена обычная государственная граница, а безопасность будут осуществлять пограничные войска», – поясняет эксперт.
Сам Сивков убежден, что Запад в той же степени нуждается в России, что и Россия в Западе. «Если НАТО прервет с нами военное сотрудничество в Афганистане, то под угрозой встанет их присутствие в регионе, потому что единственный путь материально-технического обеспечения операции идет через Россию. Также обе стороны заинтересованы в сотрудничестве по терроризму. США будут нуждаться в помощи России в давлении на Иран», – резюмировал Сивков в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД.
К слову, сама Москва заявляет, что открыта для диалога с Западом и всегда информирует обо всех своих действиях, которые затрагивают интересы партнеров. Заранее, в порядке вежливости. При этом, по словам министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, нравоучения западных коллег в связи с позицией России по Южной Осетии и Абхазии вызывают «недоумение».
«Они не основаны на фактах, уходят от ответа на вопрос, с чего все началось, и полностью игнорируют ту реальность, что мы потеряли сотни мирных граждан и миротворцев, действующих при поддержке ОБСЕ. От западных стран не было слышно даже соболезнований в связи с большим числом жертв. А посольство США даже не приспустило флаг в день национального траура России, сославшись на указание из Вашингтона», – напомнил Лавров.