Предварительные итоги 21-го по счету саммита Россия – ЕС подводил, как известно, лично Дмитрий Медведев. Окончательные – глава российского МИД Сергей Лавров.
Россия не обсуждала с грузинской стороной возможность раздела Абхазии на сферы влияния. Это ложь. Абсолютно не соответствует действительности
«Саммит прошел в целом очень хорошо. Лидеры обсудили не только взаимоотношения России и ЕС, но также вопросы, касающиеся европейской безопасности, мирового продовольственного и финансового кризисов, энергетической безопасности», – заявил Лавров журналистам на пресс-конференции, уточнив, что Россия и Евросоюз подписали заявление о приграничном сотрудничестве, в рамках которого одобрено 7 проектов, разработанных сопредельными регионами.
Хозяин Смоленской площади особо отметил, что впервые «это будет процесс совместного финансирования» – Россия, Еврокомиссия и соответствующие с ними страны будут участвовать в этих проектах на паритетной основе.
«Это качественный переход от того содействия, которое в рамках программы TACIS оказывалось Евросоюзом, когда проекты для программ содействия России выбирались самим Евросоюзом и акцептовались российской стороной. Сейчас – совместный выбор проектов и совместное же финансирование», – цитирует слова министра ИТАР-ТАСС.
Таким образом, принцип равноправия начинает потихоньку применяться на практике, в частности к программам экономического сотрудничества. «И этот же принцип будет заложен в новом документе – договоре или соглашении о стратегическом партнерстве, который придет на смену ныне действующему соглашению», – пояснил Лавров.
Помимо всего прочего, на саммите обсуждалась и насущная проблема мирового роста цен на продовольствие. И Россия в этом вопросе, по словам Лаврова, может оказать существенную помощь Европе.
«Было прямо сказано: с Россией, с перспективой дальнейшего наращивания производства продовольствия в нашей стране они связывают серьезные надежды на решение проблемы продовольственной безопасности», – заверил глава МИД.
Что касается вопроса общеевропейской безопасности, у Москвы есть свои предложения и в данной сфере. «Мы объяснили идею европейской безопасности. Это и те принципы, на которых зиждется и Совет Европы, но и которые подвергаются испытаниям в свете последних событий. Все страны ЕС, а также США, Канада и другие организации, которые активны на евро-атлантическом пространстве, должны собраться вместе и посмотреть, как можно решить существующие проблемы», – пояснил Лавров.
С его слов, европейские коллеги Медведева «проявили неподдельный интерес к инициативе президента России», а именно – к разработке нового договора по общеевропейской безопасности и организации соответствующего саммита. При этом Лавров еще раз повторил медведевский тезис о том, что на сегодняшний день ни одна из существующих структур евро-атлантического пространства не способна справиться с обеспечением всего комплекса безопасности.
«Идея состоит в том, чтобы собрать все страны и проинвентаризировать состояние дел в выполнении тех принципов, на которых сегодня строится евро-атлантическая безопасность, и на этой основе выработать механизмы, которые гарантировали бы незыблемость этих подходов», – пояснил Лавров.
Напомним, в ходе недавнего визита в Германию Дмитрий Медведев призвал организовать общеевропейский саммит и разработать новый юридически обязывающий договор о европейской безопасности. По мнению главы государства, в таком договоре могли бы участвовать все государства Европы «не как государства, ассоциированные в объединения и блоки, а именно как государства, как суверенные образования».
При этом министр иностранных дел России заверил, что инициативы Москвы ни в коей мере не направлены на принижение НАТО. «Что касается расширения НАТО, а также мнения о том, что наши предложения якобы нацелены на то, чтобы остановить этот процесс (расширение альянса), отвечу: мы не собираемся игнорировать НАТО. НАТО – это очень важный игрок, – подчеркнул Лавров. – И мы не собираемся ослаблять НАТО, это было бы абсолютно контрпродуктивным для целого ряда сфер, где у нас имеются общие интересы, как, например, в Афганистане», – подчеркнул министр и тут же пожелал альянсу успехов на данном направлении.
Один из аспектов европейской безопасности был рассмотрен отдельно – это региональные конфликты. По словам Лаврова, Москва поддерживает стремление Евросоюза играть более активную роль в урегулировании замороженных конфликтов, но не считает нужным менять существующий формат их разрешения. «Мы затвердили общее понимание, что нецелесообразно ломать устоявшийся формат», – отметил министр.
В частности, Лавров заявил, что Россия не рассматривает с грузинской стороной возможность раздела Абхазии на сферы влияния. «Это ложь. Абсолютно не соответствует действительности», – сказал Сергей Лавров журналистам, комментируя публикацию соответствующей информации в СМИ.
При этом у Смоленской площади вызывает удивление то, что Грузия пытается нагружать любой подход к урегулированию абхазского конфликта невыполнимыми условиями. «На деле мы видим, что грузинская сторона простой подход, который сконцентрирован на приоритетной задаче – разрядить обстановку, – пытается нагружать рядом предварительных и абсолютно невыполнимых требований и условий», – напомнил Лавров.
Министр также выразил недоумение тем, что президент Грузии Михаил Саакашвили зачастую себе противоречит: российскому президенту он заявляет одно, западным лидерам – совсем другое. «В дипломатии и во внешней политике большое значение имеют манеры. Когда в ходе прямых контактов выражается стремление начать с чистого листа, искать развязки, а потом заочно из зарубежных столиц доносятся подобного рода обвинения (речь о «недружественной политике России». – Ред.)… По меньшей мере странно все это видеть и сопоставлять», – цитирует слова Лаврова РИА «Новости».
«Такие высказывания не добавляют убежденности в том, что стремление к мирному урегулированию конфликта и развитию отношений с Россией у руководства Грузии искреннее», – резюмировал Лавров.