В Ливане произошло то, чего ждали многие, но во что мало кто верил. Правящая коалиция и шиитское радикальное движение «Хезболлах» все-таки договорились поделить между собой власть.
Хезболлах» опять доказала, что умеет добиваться своего – путем демонстрации силы и ценой человеческих жертв
Если задуманное удастся воплотить на практике, это положит конец правительственному кризису, в состоянии которого республика находится последние полтора года.
Кроме того, соглашением предусмотрены обязательства обеих сторон не прибегать к насилию для решения политических споров.
В мае обстановка накалилась до предела, что грозило обернуться затяжным военным конфликтом и даже гражданской войной. Ливанцы опасались, что по масштабам такой конфликт будет сопоставим с войной 1975–1990 годов, которая разрушила процветающую экономику страны и унесла жизни более 100 тыс. жителей.
Однако противоборствующим сторонам хватило воли пойти на взаимные уступки и договориться о сотрудничестве. Насколько крепкими окажутся эти договоренности, судить рано, тем более что предыдущий опыт показывает: союзы с «Хезболлах» хрупки и не гарантируют стабильности.
Как бы там ни было, наблюдатели отмечают, что последние известия из Ливана все-таки вселяют надежду на старт политических реформ. Без них государству невозможно развивать экономику и выполнять социальные обязательства перед гражданами, чье терпение не безгранично.
Как передает BBC, переговоры между представителями ливанского правительства, поддерживаемого Западом, и оппозицией, в которой главную роль играет исламистская организация «Хезболлах», продолжались пять дней. Примирительный диалог, посредником в котором выступил генсек Лиги арабских государств Амр Муса, продвигался непросто.
Оппозиция требовала решать кризисные вопросы в условленной заранее последовательности, начав с дележа портфелей в будущем правительстве и реформы избирательного законодательства.
Правящая коалиция предпочла бы сразу перейти к выборам главы государства, а обсуждение избирательного закона перенести в парламент Ливана, но от этой идеи ей пришлось отказаться.
Итогом переговоров стали договоренности по избранию нового президента страны. Этот пост пустует с ноября 2007-го, когда Эмиль Лахуд сложил с себя полномочия главы государства.
Как заявил в среду премьер-министр Катара шейх Хамад бен Джасем Аль Тани на официальной церемонии подписания ливанскими политиками исторического соглашения, новый президент Ливана будет избран в течение суток.
Данные переговоры стали возможны после того, как правительство страны передумало закрывать коммуникационную сеть, принадлежащую «Хезболлах». Именно решение о ликвидации данной сети стало первопричиной вооруженных столкновений: исламисты вышли с автоматами на улицы и без труда взяли под контроль ряд районов Бейрута.
В результате ожесточенных боев между боевиками «Хезболлах» и проправительственными силами погибли по меньшей мере 65 человек. Только обещания правительства оставить коммуникации в покое убедили боевиков сложить оружие и сесть за стол переговоров.
Политический кризис в Ливане берет отсчет с 2006 года: тогда оппозиция вышла из правящей коалиции и потребовала расширить свои полномочия. Речь, помимо всего прочего, шла о праве вето на все решения правительства.
По мнению аналитиков, теперь ничто не помешает командующему ливанской армией Мишелю Сулейману стать президентом. Он остается безальтернативным претендентом на этот пост, благо устраивает как правящую коалицию, так и оппозицию.
Таким образом, решена главная проблема, которую обсуждали представители противоборствующих политических лагерей, – формирование правительства национального единства. «Хезболлах» в очередной раз доказала, что умеет добиваться своего – путем демонстрации силы и ценой человеческих жертв.