Ирине Хакамаде надоело играть в политику. Видимо, поняв, что дело это полностью бесперспективное, нынешняя соратница Михаила Касьянова подала заявление о выходе из президиума дышащего на ладан Российского народно-демократического союза.
С литературой Ирина Муцуовна уже справилась, на очереди кинематограф
Уйти из политики либеральная дочь японского коммуниста грозила уже давно, сопровождая данным обещанием все попытки вернуться во власть – и в канун выборов в Госдуму, и в период президентской кампании 2004 года. Однако каждый раз героически сносила поражение и не менее героически оставалась на политическом пространстве в надежде повторить свои прошлые успехи.
Ирина Муцуовна Хакамада была одним из первых российских предпринимателей, а в политику пришла в начале 90-х. Вместе со своим партнером по бизнесу Константином Боровым* она возглавила Партию экономической свободы. Однако на выборах 1993 года ПЭС не сумела зарегистрировать свой список, и пути партнеров разошлись.
Хакамада трижды избиралась депутатом Госдумы по одномандатным округам (в 1993-м и 1995-м – в Москве, в 1999-м – в Санкт-Петербурге). Она входила в состав депутатских групп «Союз 12 декабря» в Думе первого созыва и «Регионы России» – во втором созыве. С 1995 года она была лидером политического движения «Общее дело».
В 1998 году Хакамада ненадолго прервала депутатскую карьеру, войдя в правительство Сергея Кириенко в качестве председателя Госкомитета по поддержке и развитию малого предпринимательства. В правительстве Ирина Муцуовна долго не задержалась, успев запомниться разве что несколькими оригинальными заявлениями. Например, советом голодающим шахтерам не бастовать, а идти в лес собирать ягоды и грибы.
В 1999 году Ирина Хакамада вместе со своим «Общим делом» вошла в состав коалиции «Общее дело», а затем в Союз правых сил, в составе первой тройки которого баллотировалась в Думу. В 2000–2004 годах она достигла вершины карьеры, заняв пост вице-спикера Госдумы от СПС. Но на парламентских выборах 2003 года правые потерпели сокрушительное поражение.
Хакамада внесла свою лепту в крушение СПС, снявшись вместе со своими партнерами по тройке – Борисом Немцовым и Анатолием Чубайсом – в печально знаменитом рекламном ролике с самолетом, пролетающим над Россией.
После поражения Хакамада объявила, что более не считает себя правым политиком, и начала создавать движение «Наш выбор» под социал-демократическими лозунгами. Выстроить эту структуру не удалось. Не слишком успешным было и участие экс-вице-спикера в президентских выборах 2004 года. Мало того что «единый демократический кандидат», каковым она называла себя, получил менее 4% голосов избирателей – ее репутация оказалась подмочена серией скандальных историй о фальсификации сбора подписей в поддержку.
Последний личный партийный проект Хакамады – партия «Свободная Россия» – сгорел в 2005 году, после чего она примкнула к другому «эксу» – бывшему премьер-министру Михаилу Касьянову. В Российском народно-демократическом союзе ей отвели должность заместителя председателя.
Но касьяновский НДС оказался не более удачным, чем партийные затеи самой Хакамады. Он не сумел стать партией, не нашел общего языка с другими либерально-оппозиционными организациями и не смог выдвинуть своего лидера кандидатом в президенты.
В это же время Ирина Муцуовна вполне успешно создала себе имидж «гламурного политика», регулярно участвуя во многих телевизионных проектах и светских мероприятиях. Этот образ упрочился, когда она дебютировала в качестве писателя: ее книга «Sex в большой политике» разошлась почти 70-тысячным тиражом.
На фоне гламурных успехов политические мытарства, видимо, окончательно прискучили Хакамаде. В понедельник она объявила, что вышла из всех политических движений, в работе которых принимала участие. «Мое время закончилось. Я считаю, что политику в оппозиции должны делать молодые, которые исправят все ошибки», – объяснила она РИА «Новости».
Теперь она намерена посвятить себя творчеству. С литературой Ирина Муцуовна уже справилась, на очереди кинематограф. Теперь одна из главных идей Хакамады – экранизировать свою же собственную книгу о любви.
При этом амбиций у нее, как всегда, много – Ирина Муцуовна желает, чтобы в ее фильме обязательно снялась либо Чулпан Хаматова, либо французская кинозвезда Софи Марсо.
Осталась лишь одна извечная проблема – найти спонсоров.
«Сейчас она ищет спонсоров, которые бы профинансировали съемки фильма», – заявила советник Касьянова Елена Дикун, сообщившая, что в РНДС отнеслись с пониманием к творческому порыву Хакамады. Денег, впрочем, не обещали.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом