В понедельник между Москвой и Тбилиси вновь завязался диалог о судьбе непризнанной Республики Абхазии. Видеомост, связавший столицы двух государств, был посвящен теме «Президент Грузии предлагает Абхазии широкий федерализм».
«Тихая дипломатия»
Любая схема реинтеграции Абхазии тогда будет успешна и будет компромиссной, когда предложения Тбилиси для Сухуми будут интересны
Модератор дискуссии журналист РИА «Новости» Алан Касаев начал видеомост с сообщения о том, что в Москву пришла весна. Как выяснилось впоследствии, весна пришла и в Тбилиси. Вероятно, именно теплая погода повлияла на общий ход разговора грузинских и российских экспертов: острой полемики не наблюдалось вовсе, а разговор, начавшийся живо и бодро, под конец свелся к высокому – к любви.
В первую очередь эксперты в Москве и Тбилиси дали общую оценку обещанию президента Грузии Михаила Саакашвили предоставить Абхазии широкий федерализм.
Ведущий научный сотрудник Института международных отношений и международной экономики РАН и политолог Александр Крылов заметил, что Саакашвили впервые пошел «на такие далеко идущие шаги».
Однако в сладких речах грузинского президента кроется очевидный подвох. О неискренности Саакашвили можно говорить хотя бы потому, что его предложения относительно федерализма Абхазии прозвучали накануне саммита НАТО, где Грузия должна была, по их собственным прикидкам, получить План действий по членству в альянсе. А это, по мнению Крылова, свидетельствует о том, что адресатом сообщения грузинского президента можно считать в большей степени европейские страны и в меньшей саму Абхазию.
По большому счету выступление грузинского лидера не что иное, как демонстрация того, что в Грузии якобы нет проблем с непризнанными республиками. Как считает политолог, серьезным предложение Саакашвили выглядело бы лишь в том случае, если бы перед громким выступлением состоялись тихие дипломатические переговоры.
Абхазия в квадрате
Ведущий научный сотрудник Центра Карнеги Алексей Малашенко, солидаризируясь с Крыловым, с печалью в голосе заметил, что воспринимает ситуацию, сложившуюся вокруг Абхазии, крайне пессимистично.
«Поменяйтесь ролями, попробуйте войти в логику оппонента, – призвал он грузинских экспертов. – Тогда вам станет понятно, что уступки, о которых говорил Саакашвили, невозможно даже представить».
Что же касается стремления Грузии войти в НАТО, этот вопрос Малашенко виртуальным не считает. «Он реален, вопрос только во времени», – подчеркнул эксперт.
Стоит заметить, что Малашенко, работающий в американском исследовательском центре, сильно оскорбился на определение «западный аналитик», которое ему дали в ходе беседы. По убеждению Малашенко, мнение эксперта не может быть ни «западным», ни «отечественным». У аналитика должно быть только свое мнение и никакое другое.
Упрекнув журналистов в некорректности, Малашенко охотно поделился своим собственным мнением о предложении Саакашвили. Речь грузинского лидера, по словам эксперта, нельзя назвать своевременной. «Поезд ушел. Ситуация была хороша года четыре назад», – заметил Малашенко.
«Не завтра, не послезавтра, а через некоторое количество лет, когда Грузия продвинется на Запад, вопрос о статусе Абхазии будет решаться в квадрате Европа – Грузия – Абхазия – Россия», – предположил эксперт. И продолжил туманно, но весомо: «Если этот квадрат возникнет, то и Тбилиси, и Сухуми придется очень от многого отказываться в том случае, если и та и другая сторона хотят, чтобы этот квадрат положил начало урегулированию конфликта…»
Обсуждение будущего Абхазии, само собой, не могло обойтись без представителя абхазской стороны. Абхазскому эксперту Анатолию Отырбе хотелось бы, чтобы Грузия вела правильную политику в отношении его республики. А правильным, по его мнению, было бы отпустить Абхазию, предоставив ей право быть независимой.
С этим утверждением категорически не согласен бывший посол Грузии в России Зураб Абашидзе. По его разумению, Абхазии следует более серьезно отнестись к предложениям Саакашвили – в независимости для этой республики нет никаких перспектив.
Описки Саакашвили
Точки над «i» в поисках решения грузино-абхазского конфликта попытался расставить заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов, находившийся в Тбилиси.
Говоря о предложениях Саакашвили, Маркедонов заметил, что абхазская сторона к ним не очень готова. По мнению Маркедонова, тот статус, который предлагает Абхазии Саакашвили, не до конца проработан. «Мне даже, честно говоря, странно, что Саакашвили, человек с юридическим образованием, через запятую пишет «автономия» и «федерализм» – это все-таки разные вещи. Федерализация Грузии не касается одной Абхазии. Это гораздо более широкая проблема», – упрекнул он грузинского президента.
«Мне представляется, что предложения Саакашвили идут в одностороннем порядке. Абхазская сторона пока к компромиссу не очень готова. Любая схема реинтеграции Абхазии тогда будет успешна и будет компромиссной, когда предложения Тбилиси для Сухуми будут интересны. Без этого любая реинтеграция не работает», – резюмировал политолог.
В целом же ни Россия, ни НАТО не смогут решить проблему территориальной целостности Грузии, убежден эксперт. «Вопрос стремления Грузии в НАТО не ограничивается саммитом альянса в Бухаресте. Движение Тбилиси в эту организацию будет продолжено, потому что Тбилиси связывает именно с НАТО свой геополитический выбор».
Дело в том, что, «с точки зрения Тбилиси, Россия не в состоянии решить проблемы территориальной целостности Грузии». «Хотя, на мой взгляд, территориальные проблемы Грузии ни Россия, ни НАТО не в состоянии решить. Это может сделать только сама Грузия», – сообщил собравшимся Сергей Маркедонов.
По его мнению, стремление Грузии в НАТО не очень помогает в вопросе сохранения территориальной целостности, так как НАТО – это военно-политический блок. И когда Сухуми видит, что Тбилиси стремится в НАТО, «там это воспринимают как угрозу».
Грузинская любовь
Форма, в которой Саакашвили преподнес свой «подарок» абхазам, не по душе и политологу неправительственной организации «Грузия в НАТО» Шалве Пичхадзе. Как и российский политолог Крылов, грузинский аналитик считает, что выступлению грузинского президента перед телекамерами должны были предшествовать переговоры между абхазской и грузинской стороной. А потому речи Саакашвили «сквозят популизмом».
Депутат парламента Грузии член Республиканской партии Ивлиан Хаиндрава также заметил, что Саакашвили «опоздал года на четыре». Однако в целом демонстративный жест грузинского президента политик оценил позитивно. Опять же потому, что Саакашвили стремится в НАТО, а «вхождение в НАТО является первым шагом на пути Грузии в Евросоюз».
Тем более что у Грузии есть важная причина двигаться в НАТО, особенно веская по весне. «Грузия хочет от НАТО любви», – раскрыл суть грузинских пристрастий Хаиндрава. «А что хочет НАТО от Грузии? Это надо спрашивать у самого НАТО… Но, наверное, тоже любви», – заключил депутат.