Турция продолжает настаивать на полноценном членстве в Евросоюзе вместо предлагаемого ей привилегированного партнерства.
У ЕС вызывает беспокойство тот факт, что в Турции вообще существует возможность закрытия партий
«Наша страна не может принять какую-либо альтернативу, которая предусматривает нечто иное, нежели полноценное членство в союзе», – цитирует ИТАР-ТАСС слова премьер-министра Турции Тайипа Эрдогана, прибывшего с визитом в Швецию.
Правда, особого выбора у Турции нет. Против ее вступления в ЕС уже открыто выступили Франция и Германия, заявив, что соседство с Европой вовсе не означает, что у Анкары есть право стать ее частью.
Швеция, которая в будущем году будет председательствовать в ЕС, напротив, готова приложить максимум усилий для того, чтобы Турция наконец осуществила свою 40-летнюю мечту.
«Мы не хотим строить новые стены в Европе. Если страна с 70-миллионным населением выразила желание идти по пути демократизации, мы должны поддерживать ее и не допустим, чтобы переговоры по этому вопросу зашли в тупик», – заявил премьер-министр Фредрик Райнфельдт.
Впрочем, влияние Швеции в ЕС с влиянием Парижа и Берлина даже несопоставимо. Особенно с учетом того, что у Евросоюза наконец-то появился серьезный повод для окончательного отказа Турции.
Как известно, накануне турецкий Конституционный суд принял к рассмотрению дело о закрытии правящей Партии справедливости и развития, обвиненной в навязывании светскому государству режима шариата.
Иск против возглавляемой Эрдоганом партии был выдвинут Генпрокуратурой, которая потребовала не только роспуска ПСР, но и введения запрета для ее руководства в течение пяти лет вообще заниматься политикой.
Последнее требование выдвинуто не случайно. Как уже неоднократно показывала турецкая практика, запрещение исламистских партий приводило лишь к тому, что через некоторое время они вновь начинали действовать, но уже под другим названием.
Так, после ликвидации в 1998 году Партии благоденствия за «антисветскую деятельность» она благополучно трансформировалась в Партию добродетели, позднее закрытую по тем же самым обвинениям и превратившуюся уже в ПСР.
«Закрытие ПСР втянет Турцию в политический кризис и напряженность. ПСР пришла к власти не с помощью сфальсифицированных выборов, а демократическим путем, закрытие партии должно быть оценено как игнорирование гласа народа», – прокомментировал Trend News возможные последствия иска заместитель председателя партии Денгир Мир Мехмет Фырат.
Евросоюз тут же отреагировал на судебный процесс угрозой прервать переговоры с Турцией. Как заявил генсек Совета Европы Тэрри Дэвис, у ЕС вызывает беспокойство тот факт, что в Турции вообще существует возможность закрытия партий.
«В демократических странах политические решения принимаются голосованием, политика правительства и политические убеждения являются открытой темой для обсуждения в СМИ и парламенте», – отметил он.
Однако пока судебный процесс над ПСР лишь взят ЕС на заметку. По словам представителя Еврокомиссии по вопросам расширения Кристины Наги, Евросоюз пока воздержится от каких-либо официальных комментариев.
Вместе с тем, подчеркнула она, сделанное ранее заявление о том, что в случае серьезных нарушений демократических норм Брюссель может пересмотреть процесс переговоров с Турцией, остается в силе.