Для Грузии наступил исторический момент: страна замерла в ожидании решения саммита НАТО на предмет предоставления ей Плана действий по членству в Североатлантическом альянсе (ПДЧ).
Если Грузия не является частью системы НАТО, гарантировать безопасность Черного моря нельзя
Руководству республики крайне важно получить этот план именно сейчас, в преддверии выборов в парламент, назначенных 21 мая, а не, к примеру, в Берлине на саммите через год. Как показали внеочередные выборы президента от 5 января, электорат доверяет Саакашвили всё меньше и меньше.
Ряд стран Старой Европы выступают против предоставления Грузии ПДЧ. Самые влиятельные из «несогласных» – Франция и Германия. Но Грузия уже знает, кого обвинить в случае провала своей внешней политики – Россию.
Первый заместитель председателя парламентского Комитета по обороне и национальной безопасности Николоз Руруа заявил, что «только Россия работает против интеграции Грузии агрессивно и энергично». По его словам, «чтобы Грузия не получила в Бухаресте План действий по членству в НАТО, Россия использует все методы – шантаж, угрозы, подкупы».
Его слова дополнила председатель парламентского Комитета по евроатлантической интеграции Нино Накашидзе. Она считает, что в России «развернулась истерия» по поводу устремления Грузии в НАТО.
Такую оценку Грузия дала выступлению министра иностранных дел России Сергея Лаврова на правительственном часе в Госдуме. Глава российской дипломатии предостерег Грузию от попыток применить силу при разрешении конфликтов в Абхазии и Южной Осетии, «а тем более, использовать в этих целях вступление в НАТО».
По словам Лаврова, это в корне поменяло бы обстоятельства, в которых находятся жители непризнанных республик. При этом министр напомнил, что большинство жителей Абхазии и Южной Осетии – граждане России.
«Все заявления в адрес Грузии делаются для того, чтобы мы отказались от интеграции в НАТО, – заявил в ответ госминистр Грузии по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили. – Мы не боимся никаких угроз и никаких провокаций. Грузия достаточно сильна для того, чтобы не поддаваться на провокации».
Тбилиси воодушевлен безусловной поддержкой со стороны США, а также Канады и некоторых стран Восточной Европы. Однако как быть с позицией сомневающихся государств? Когда власти республики говорят о «шантаже» и «подкупе» со стороны России, внимание акцентируется на использовании Москвой «энергетических козырей».
Однако не только поставки российских энергоносителей в Европу обуславливают сдержанность Берлина, Парижа, да и ряда других столиц. Там напоминают о раздирающих Грузию конфликтах. А «непризнанные» категорически против разделить натовскую судьбу Грузии.
Так, Южная Осетия направила аккредитованным в Грузии дипломатам воззвания с просьбой посетить Цхинвали. Послы приглашены в «связи с обострившейся в последнее время вокруг Республики Южная Осетия ситуацией и осуществлением грузинской стороной террористических актов».
За последние недели в результате серии взрывов в Южной Осетии погибло три человека, несколько получили ранения. Цхинвали обвиняет в диверсиях Тбилиси. Грузия обвинения отвергает. В связи с этим в среду в Цхинвали прибыла глава миссии ОБСЕ в Грузии Терхи Хаккала.
Как заявили газете ВЗГЛЯД в МИДе Южной Осетии, «необходимо, чтобы представители стран Запада сами убедились в том, что грузинская сторона активно нагнетает ситуацию в зоне конфликта, и эта ситуация чревата тяжелыми последствиями. Югоосетинская сторона надеется и на то, что представители западных стран смогут повлиять в этом плане на грузинское руководство».
В Цхинвали уверены, что в случае получения Грузией поддержки со стороны НАТО республика станет еще более «развязной» в вопросах урегулирования. Причем, как заявил в среду зампред правительства Южной Осетии Борис Чочиев, речь идет не только о терактах.
По его словам, «уже вторая неделя, как Грузия перешла к позорным методам давления, к полной блокаде и изоляции осетинских населенных пунктов, дорога на которые проходит через грузинские села. На сегодняшний день около 60 населенных пунктов Южной Осетии оказались в полной блокаде. Можно сказать, что там назревает гуманитарная катастрофа».
В свою очередь, президент Абхазии Сергей Багапш в письме генсеку НАТО Яапу де Хооп Схеферу и представителям государств Североатлантического альянса указал следующее: «Мы глубоко озабочены тем, что на фоне политической нестабильности и неразрешенных конфликтов некоторые предполагаемые члены организации, в частности Грузия, всё еще рассматривают НАТО как механизм силового решения конфликтов в Абхазии и Южной Осетии».
«Абхазия уже не раз становилась жертвой агрессии со стороны Грузии, что дает нам основания считать Грузию потенциальным источником военных провокаций и необоснованных притязаний на Абхазию. Принимая решения о членстве Грузии в НАТО, просим вас руководствоваться обоснованным мнением Абхазии», – резюмирует Сергей Багапш.
А Тбилиси тем временем ждет и надеется на итоговую благосклонность Альянса. Глава МИДа Давид Бакрадзе в интервью испанской «Эль Паис» сказал, что у его страны просто нет альтернативы НАТО. «Грузия выполнила все обязательства на различных этапах интеграции, которые она прошла. Если мы не перейдем на следующий уровень интеграции, то задержим весь процесс», – заметил Бакрадзе.
В обмен на вступление в НАТО Грузия предлагает Альянсу «обеспечение транзита энергоресурсов из Каспия и Средней Азии», благо республика играет «ключевую роль» в обеспечении этого транзита. Грузия также готова внести свою лепту в укрепление зоны безопасности Черноморского бассейна: «Если Грузия не является частью системы НАТО, гарантировать безопасность Черного моря нельзя».
Кроме того, в процессе вступления Грузии в НАТО абхазский и югоосетинский конфликты будут разрешены, полагает глава МИДа. По его словам, «неопределенность» вокруг этих конфликтов представляет собой «главную угрозу» безопасности республики. Конфликты «не заморожены, а несут в себе риск дестабилизации», предупредил министр.