Председатель Госдумы Борис Грызлов недавно назвал основанный по инициативе Игоря Игошина Центр социально-консервативной политики (ЦСКП) ведущим интеллектуальным центром партии «Единая Россия». И разговор с депутатом начался именно с этой характеристики.
– Игорь Николаевич, что делает ЦСКП, чтобы оправдать столь почетное звание?
Перед страной стоят чрезвычайно масштабные задачи, так что, образно говоря, каждый штык на счету
– ЦСКП работает уже четвертый год. Работает активно, с привлечением как депутатов-единороссов, так и представителей исполнительной власти, науки, общественных организаций. Во многом благодаря этому здесь готовятся материалы, которые ложатся в основу многих важнейших законопроектов и решений. Так что это действительно своего рода интеллектуальный центр.
– Чем ЦСКП отличается от других внутрипартийных объединений?
– ЦСКП – это площадка для обсуждения стоящих перед страной задач. Причем, хочу подчеркнуть, площадка открытая. Принципы здесь самые демократические. В наших дискуссиях принимают участие очень многие люди. Некоторые участвуют в работе сразу нескольких площадок, например в заседаниях клуба «4 ноября». То есть эти центры не разъединяют партию, не растягивают на отдельные сегменты, а, напротив, объединяют ее.
Главное же отличие – в тематике работы. ЦСКП в большей степени делает упор на формирование современной социальной политики, развитие человеческого капитала во всех его аспектах, начиная от уровня зарплат и заканчивая наукой и культурой. Опять же это не означает монополию на обсуждение соответствующих тем и наш собственный отказ от дискуссий по иной проблематике. Но определенная специализация у партийных клубов все же есть.
– Как будут строиться отношения ЦСКП с другими клубами «Единой России»? Это будет конкуренция или сотрудничество?
В данном случае правильнее говорить о конкуренции идей. Она действительно есть. Но это и правильно.
В России, к сожалению, политическую дискуссию часто воспринимают как конфликт. В итоге ее просто боятся. Но если бы критерием процветания были тишина и всеобщее согласие, мы бы до сих пор жили в СССР. И не только мы, но и «хлеборобы Алабамщины и Оклахомщины».
Так что дискуссия не просто нужна – в наших условиях, с учетом существующей политической культуры, ее необходимо поощрять. И это, на мой взгляд, тоже является важнейшей задачей партийных клубов.
– Ваш коллега по партии депутат Сергей Марков накануне съезда «Единой России» заявил, что партии нужны не клубы, а настоящие фракции. Прав он или ошибается?
– Время покажет. Но мне не кажется, что в этом направлении необходимо как-то форсировать события. В парламенте, например, – и это очевидно – депутат может состоять только в одной фракции. Клубная система, как я уже говорил, демократичнее. Здесь можно работать сразу на нескольких площадках. Многие так и делают. Это очень ценно, это обогащает дискуссию. Терять такую возможность сегодня, мне кажется, жалко.
– Нуждается ли «Единая Россия» в притоке свежей крови? Каких людей партия стремится вовлекать в свои ряды в первую очередь?
– Застой никогда ни к чему хорошему не приводит. Партия может и должна привлекать к своей работе новых людей. Ее численность уже сейчас составляет около 2 млн человек. В партии все больше молодежи. И не просто в партии – их все больше в руководящих органах, в Государственной думе.
Но в то же время мы стремились и продолжаем стремиться сделать «Единую Россию» партией всех россиян. И уже поэтому вряд ли правильно как-то особо выделять «приоритетные категории». Перед страной стоят чрезвычайно масштабные задачи, так что, образно говоря, каждый штык на счету.
– Как изменится «Единая Россия» после съезда 14–15 апреля?
– Согласие Владимира Путина стать председателем партии обязывает ко многому. И прежде всего оно будет способствовать укреплению «Единой России», росту ее авторитета. Но, с другой стороны, вырастет и ответственность.
В стране продолжается модернизация. Этот курс поддержали десятки миллионов россиян. Естественно, параллельно должна модернизироваться и сама «Единая Россия». Время ставит перед нами новые задачи. Чтобы их решать, нужно меняться. Нужно активнее работать в регионах и в муниципалитетах, активнее продвигать и отстаивать собственные законопроектные инициативы. Здесь есть к чему стремиться.
– Готова ли партия сегодня взять на себя полную ответственность за формирование правительства и реализацию «Плана Путина»?
– Данный вопрос исчерпывающе изложен в конституции. Председателя правительства с согласия Государственной думы назначает президент. В свою очередь председатель правительства предлагает президенту кандидатуры на должности вице-премьеров и федеральных министров.
Таким образом, основная ответственность здесь лежит на главе государства и премьер-министре. Перетягивать на себя одеяло мы не станем.
В то же время партия, безусловно, вправе – и будет – предлагать своих представителей на должности в исполнительной власти. И как крупнейшей парламентской силе ей предстоит голосовать за кандидатуру премьер-министра. Если им станет Владимир Путин, мы будем это только приветствовать.
– Как должна измениться жизнь страны к 2020 году, чтобы можно было сказать: «Единая Россия» выполнила свою историческую миссию?
– Задачи «Стратегии 2020» сформулированы. Нужно, во-первых, создать конкурентоспособную несырьевую экономику – показателем этого станет рост производительности труда. Нужны инвестиции в человеческий капитал – их успешность определит демографическая ситуация, прекращение снижения численности населения (этот процесс уже идет).
Нужно увеличение доли среднего класса – здесь главными показателями служат доходы людей, их жилищная обеспеченность и так далее. Наконец, наше общество ждет дальнейшего роста влияния России в мире – его определит размер экономики, ее место в мировой табели о рангах.
Речь идет о вполне конкретных показателях, измеряемых цифрами. Их можно, что называется, пощупать. Причем пощупать гораздо раньше, чем в 2020 году. Так, численность населения необходимо стабилизировать уже к началу следующего десятилетия. Таким образом, у избирателей будет реальная возможность оценить правильность проводимой политики.
Мы этого не боимся.