Провести заседания Народной скупщины для ратификации нефтегазового соглашения с Россией не представляется возможным, заявил в пятницу председатель сербского парламента Оливер Дулич агентству «Танюг».
Крупных антироссийских сил в Сербии попросту не существует – это равносильно политическому самоубийству
Спикер заметил, что утверждение соглашения с Газпромом «нереально, тем более что энергетическое соглашение все еще не поступило в скупщину». «Если бы его правительство направило вовремя, а парламент не был распущен, соглашение было бы ратифицировано», – заявил он.
Дулич напомнил, что на встрече с руководством Газпрома обещал обеспечить ратификацию подписанного 25 января в Москве соглашения, «если правительство направит его в парламент, а политическая ситуация будет стабильной».
Ранее генеральный секретарь сербского парламента Тамара Стойчевич заявила о «теоретической возможности» того, что скупщина соберется по рекомендации правительства на внеочередное заседание и ратифицирует рамочное нефтегазовое соглашение.
«Парламент распущен, но он вправе проводить заседания и принимать решения по текущим и неотложным вопросам. Однако мы до сих пор не получили из правительства на ратификацию текст соглашения. Если это произойдет и кабинет министров укажет на необходимость рассмотреть данный документ как неотложный, заседание скупщины может быть созвано», – указала Стойчевич.
Как поясняют сербские правоведы, Народная скупщина не успела принять закон, регламентирующий ее действия в подобных ситуациях, а потому понятия «текущие и неотложные вопросы» не является законодательной нормой, которой можно было бы воспользоваться в нынешней ситуации.
Напомним, в конце января в Москве было подписано российско-сербское межправительственное соглашение о сотрудничестве в нефтегазовой отрасли, которое предусматривает строительство сербского участка будущей газопроводной системы.
«Южный поток» предназначен для транзита и поставок природного газа на Балканы и в другие страны Европы из России через акваторию Черного моря.
А 25 февраля тогда еще первый вице-премьер Дмитрий Медведев прибыл с коротким визитом Белград , дабы проконтролировать, как идет работа над проектом газопровода. И президент Сербии Борис Тадич, и премьер-министр Воислав Коштуница подтвердили, что взятые на себя обязательства республика выполнит.
Но вскоре политическая ситуация в Сербии кардинально изменилась. Премьер Коштуница заявил о том, что «в правительстве уже нет единой политики в отношении Косова, и оно не может нормально функционировать».
А 10 марта правительство Сербии в ходе заседания, посвященного его расформированию и уходу Воислава Коштуницы с поста премьер-министра, приняло предложение о роспуске Народной скупщины.
Спустя три дня президент Сербии Борис Тадич подписал указ о роспуске скупщины и назначил досрочные выборы в парламент на 11 мая.
Судя по всему, ратификация соглашения, без которой невозможно создать смешанное российско-сербское предприятие и начать практические работы по прокладке сербского участка газопровода «Южный поток», действительно отложена. Но не отменена.
Согласно законодательству республики, распущенный парламент может принимать лишь те законы, работа над которыми была начата еще до роспуска, чего в случае с нефтегазовым соглашением сделано не было. В законе имеется оговорка о «неотложных решениях», но не регламентировано, что к ним относится.
Проблемы, таким образом, чисто юридические. Политических же нет, как и не было. За данное соглашение, выгодное как России, так и Сербии (последней в первую очередь для повышения «сырьевого авторитета» в Европе), и за его ратификацию выступают все основные политические силы страны.
Это в одинаковой степени относится к обеим демократическим партиям – Тадича и Коштуницы, разногласия которых и привели к нынешнему кризису. Но разногласия эти касались исключительно расстановки приоритетов в вопросах возвращения Косова и евроинтеграции.
В вопросах сотрудничества с Россией оба политика демонстрируют завидное единство. Солидарна с ними и Сербская радикальная партия Шешеля – Николича (к Николичу, проигравшему Тадичу президентские выборы, вообще прилип ярлык «пророссийского кандидата»).
Именно партии Николича, Тадича и Коштуницы, очевидно, поделят на грядущих выборах в парламент места с первого по третье. А крупных антироссийских сил в Сербии попросту не существует – это равносильно политическому самоубийству.
Вопрос ратификации договора с Россией только в сроках. В соответствии с законом, на учредительное заседание парламент нового созыва должен собраться через 30 дней после объявления результатов выборов, то есть не ранее середины июня.