В воскресенье в Сербии прошел второй тур президентских выборов. За победу сражались действующий президент, лидер Демократической партии Борис Тадич и флагман Сербской радикальной партии (СРП), политик с явно выраженными националистическими взглядами Томислав Николич.
Тадич поздравил сербов с тем, что «страна живет по законам европейской демократии
Интрига, кто вырвет победу, сохранялась до самого последнего момента. Проведенные накануне опросы общественного мнения отдавали незначительное преимущество Тадичу, однако победа Николича в первом туре показала, что популярность политиков националистического толка в республике по-прежнему растет.
В понедельник Республиканская избирательная комиссия (РИК) обработала около 99% бюллетеней. Согласно обнародованным результатам, Борис Тадич заручился поддержкой около 50,57% голосов. Таким образом, он стал победителем и получает еще один пятилетний президентский мандат. За Томислава Николича проголосовали 47,71% избирателей.
Окончательные итоги выборов РИК огласит в понедельник во второй половине дня, однако это не скажется на конечном результате.
Томислав Николич официально признал поражение и поздравил своего соперника. «Тадич выиграл, мои поздравления», – сказал лидер СРП. Он добавил, что, несмотря на победу проевропейского политика, надеется на углубленное сотрудничество между Белградом и Москвой.
Борис Тадич объявил себя победителем сразу после предварительного оглашения результатов. Он поздравил сербов с тем, что «страна живет по законам европейской демократии». Тадич подчеркнул, что Сербия продемонстрировала Европейскому союзу демократический потенциал.
Свою предвыборную программу, как и в 2004 году, он строил на обещаниях скорейшей интеграции Сербии в Евросоюз. Поэтому неудивительно, что ЕС в лице председательствующей Словении распространило специальное заявление со словами, что победа Тадича подтвердила европейский курс Белграда.
Несколько теплых слов Тадич сказал и в адрес соперника. Он поздравил его с завершением непростой, но честной борьбы. В ближайшее время Тадич проведет с ним консультации.
Видимо, переизбранный президент не хочет, чтобы в Сербии произошел раскол: 47% за Николича – солидный результат. Поэтому Тадичу нужно найти способ объединить свой народ. Но пока он наслаждается победой. Возле его избирательного штаба, а также на центральных улицах Белграда ликуют его сторонники. Они размахивают флагами Евросоюза и запускают фейерверки.
Чего на деле сможет добиться президент, пока предугадать трудно. Ранее Брюссель отказался подписывать с Белградом соглашение о стабилизации и ассоциации, то есть поставил преграду на первом этапе интеграции Сербии в ЕС.
Правда, в случае объявлением Косовом своей независимости эксперты не исключают, что Белград получит от Евросоюза некую компенсацию. Но в чем она будет выражаться и какие шаги предпримет Сербия после заявления косовских албанцев об отделении мятежного края, пока не ясно. Но реакция, в любом случае, будет не столь жесткой, как она могла бы быть, приди к власти националист Николич.
Борис Тадич победил еще и потому, что явка во втором туре оказалась рекордной с 2000 года. За час до завершения голосования к избирательным урнам пришло около 63% населения. По прогнозу центра «За свободные выборы», после окончательного подведения итога явка может превысить 65%.
При этом молодежь и люди с высшим образованием, в большинстве своем, голосовали за Тадича, Николич опирался на жителей сельских областей республики.
Эти выборы ознаменовались отчаянными спорами вокруг возможного самопровозглашения сербской провинцией Косово своей независимости. Край фактически находится под протекторатом ООН. Там есть свой президент и премьер-министр.
Подавляющее число жителей края – косовские албанцы. Число этнических сербов – около 10%. Несмотря на то что и Борис Тадич, и Томислав Николич обещали в случае победы бороться за присутствие Косова в составе Сербии, косовские сербы голосовали не за Тадича, а за Николича. Лидер СРП обещал предпринять жесточайшие меры против стран, которые признают независимость края в обход ООН, где, по законам международного права, и должен решаться этот вопрос.
Эти и другие предвыборные обещания Томислава Николича заставляли экспертов опасаться, что в случае его победы Сербия вернется во времена международной изоляции и сосредоточится на отношениях со своими союзниками, главным образом м Россией.
Это понимал и сам политик, поэтому, агитируя за себя перед вторым туром, он сконцентрировался на внутренних проблемах страны. Николич обещал создать новые рабочие места, бороться с коррупцией и уличной преступностью. Также он напомнил своим избирателям о семейных ценностях.
Отметим, впрочем, что разделение электората Сербии на "пророссийского" Николича и "прозападного" Тадича весьма условно. Во втором туре Николич, почувствовав победу, также высказался в пользу углубленного сотрудничества с ЕС. А Тадич всегда выступал и, скорее всего, будет выступать за дружеские и партнерские отношения с Россией (популярных "антироссийских" политиков в Сербии просто нет).
Это понимает и Москва, где привечали и Тадича, и Николича. Первого принимал президент Путин, второго - кандидат в президенты Медведев.
После победы Бориса Тадича сербские аналитики предрекают перемены внутри страны. Бывший министр иностранных дел бывшей Союзной Республики Югославия Горан Свиланович считает, что премьер-министр Сербии Воислав Коштуница должен уйти в отставку.
«Если Коштуница желает добра Сербии и если прислушается к тому, что говорят граждане, ему нужно подать в отставку, а его партия в парламенте должна в таком случае поддержать новое правительство, которое бы возглавил кто-то из Демократической партии», – заявил Свиланович.
Коштуница мог заранее лишить эти выборы всякой интриги, если бы указал сербам, за кого им лучше проголосовать. Но в середине прошлой недели он заявил, что возглавляемая им правящая коалиция не поддержит ни одного из кандидатов.
По мнению Свилановича, выбор сербов должен дать понять Коштунице, что народу нужна евроинтеграция (премьер-министр выступает против подписания соглашения о политическом сотрудничестве с Евросоюзом).
Политолог Владимир Гоати тоже не исключает кадровых перестановок в правительстве, которое было сформировано в мае 2007 года после продолжавшихся несколько месяцев переговоров буквально за полчаса до истечения отведенного законом на эту процедуру срока.
Коалицию образовали три демократические партии: Демократическая партия во главе с президентом Тадичем, блок Демократической партии Сербии во главе с премьер-министром Коштуницей и партии «Новая Сербия», а также партия «Г17 плюс».