Для начала Путин признался, что счастлив работать премьером.
Если наши украинские партнеры не будут исполнять договоренности, мы будем вынуждены сокращать подачу газа. А что нам делать? Куда нам деваться?
«Эта работа требует большой отдачи, безусловно. Особенно в современных условиях. Но что делать? Это большое счастье, что судьба дает возможность послужить стране и на этом месте, – сказал он, отвечая на вопрос ведущего. – Главное, конечно, не кресло, а обязанности, которые порождает та или иная должность в стране. Для меня это не новая работа. В 1999 году я уже возглавлял правительство, да и будучи президентом страны постоянно в очень тесном контакте с правительством работал».
После этого перешли к насущным проблемам. То есть к экономике. «То, что происходит в нашей экономике, – последствия мирового финансового кризиса. Кризис начался в Соединенных Штатах и заразил весь мир», – начал премьер и призвал готовиться, в том числе политически, к «сложному периоду». Благо даже пяти триллионов рублей, уже направленных на поддержку банковского сектора, явно недостаточно для стабилизации экономики.
Как бы там ни было, «государство не может допустить ситуацию 1998 года». «За банками стоят миллионы вкладчиков, граждан РФ, которые заинтересованы в том, чтобы банковские учреждения работали ритмично и у них было достаточно ликвидности, чтобы обеспечивать интересы граждан. Именно для этого мы направляем огромные средства в банковский сектор», – отметил Путин.
«Конечно, прежде всего, мы работали с такими банками, которые на растратят и не растранжирят ваши деньги, уважаемые граждане России, деньги налогоплательщиков». По словам премьера, речь идет о банках с государственным участием – Сбербанке, ВТБ, Газпромбанке.
Впрочем, прогнозы у Путина не самые пессимистичные. Рост российской экономики в этом году составит 6,8–6,9%, рост промышленного производства – 4,8%, а инфляция не превысит порядок в 13%. Правительство рассчитывало, что рост ВВП составит 7,5%, но сейчас очевидно, что он будет несколько ниже – около 7%. Что до курса рубля, резких скачков кабинет министров «не допустит».
Ввиду этого правительство «не намерено принципиально пересматривать планы инвестиций, реформирования ЖКХ и социальной инфраструктуры». Обязательства по повышению зарплат и соцвыплат также будут выполнены (рост реальной зарплаты по итогам года составит 12,6%, рост реальной пенсии – чуть выше 12%).
«Государство будет входить в капиталы крупных компаний, там, где государству и налогоплательщикам это будет выгодно. Не исключаю, что это может быть достаточно широкомасштабно», – добавил Путин.
Словом, «Россия имеет шанс пройти кризис с минимальными издержками. Россия и не такие проблемы переживала, ей уже больше тысячи лет», заметил премьер.
Когда перешли к теме сотрудничества с Украиной, Путин предупредил, что Россия сократит поставки природного газа, если Киев не будет исполнять договоренности по его оплате и транзиту в Европу (задолженность «Нафтогаза Украины» за газ, поставленный в сентябре, октябре и ноябре 2008 года, с учетом пени и штрафов составляет 2,4 миллиарда долларов).
«Если наши партнеры не будут исполнять договоренности, то мы будем вынуждены сокращать подачу. А что нам делать? Куда нам деваться?» – вопросил он и сообщил, что в ближайшее время Россия намерена проинформировать об этом европейских потребителей.
А вот на российско-американском фронте Путин рассчитывает на потепление в связи с приходом в Белый дом Барака Обамы. «Обычно всегда, когда происходит смена власти в любой стране, тем более в такой супердержаве, как США, какие-то изменения происходят. Очень рассчитываем на то, что это будут позитивные изменения», – сказал Путин, заметив, что в Москве уже сейчас видят позитивные сигналы.
«Обратите внимание на встречу министров иностранных дел стран – членов НАТО. И Украине, и Грузии отказано в Плане действий по присоединению к альянсу. Мы уже на экспертном уровне от людей, которые очень близки к вновь избранному президенту (США) и его окружению, слышим о том, что с этим не надо спешить, не нужно портить отношения с Россией. Мы уже слышим о том, что нужно еще раз взвесить целесообразность размещения третьего позиционного района систем ПРО в Польше и радара в Чехии. Если это не просто слова, если они будут трансформированы в практическую политику, то, конечно, наша реакция будет адекватной и наши американские партнеры ее сразу почувствуют», – резюмировал он.
«У нас идет сложный диалог, сложный. Действительно, украинские партнеры до сих пор не рассчитались с долгами, это свыше двух миллиардов долларов. Это немаленькие деньги и для «Газпрома», и для страны в целом. Мы знаем, что украинская экономика испытывает еще большие проблемы, чем российская. Там, например, падение в металлургической промышленности, насколько мне известно, составило даже не 50 процентов, как у нас, а 70 процентов, и это очень серьезно. Но что делать? Бесплатных товаров не бывает, надо платить. Нам наши партнеры говорят: «Оставьте нам цены текущего года». Как мы можем оставить цены текущего года, если даже сегодня наши украинские партнеры до сих пор получают от нас тот же газ почти в два раза дешевле, чем в Европе», – заметил Путин, напомнив, что у стран есть договоренность о переходе на рыночное ценообразование.
«Мне один мой приятель в прежние годы говорил, когда я ставил перед ним сложные вопросы: «Ты шо, с глузду зъихал, чи шо?» Я прошу прощения за произношение, может, оно и неправильное. Но так же и здесь. Пойдите в Германию, в любой магазин зайдите, скажите: «Хочу взять «Мерседес» бесплатно». Ну кто же отдаст? Или в полцены? Почему мы-то должны в полцены отдавать?» – добавил он.