После того, как премьера фильма телеканала Russia.ru «Война 08.08.08. Искусство предательства» в Киеве была фактически сорвана Службой безопасности Украины (СБУ), а организатор показа с украинской стороны, депутат Рады Валерий Коновалюк вызван на допрос как распространитель «сфабрикованной российскими спецслужбами» фальшивки, судьба документальной картины о войне в Южной Осетии стала поводом для широкой общественной дискуссии.
Фильм о трагедии и, можно сказать, о преступлении. На мой взгляд, это очень хорошая, очень сильная и честная работа», - заметил Лукьяненко
В этом смысле оказался прав президент Абхазии Сергей Багапш, заметивший, что «политика украинских властей сделала ленте громкую рекламу». «То, что на Украине фильм запретили, превратит его в культовый, который все будут искать и спрашивать. Сейчас его будут смотреть все, кто собирался или не собирался с ним познакомиться», - заявил он в интервью Russia.ru, добавив, что «правда может быть запрещена сегодня, но завтра ее люди все равно увидят».
Как бы там ни было, после скандала в Киеве, который посол РФ на Украине Виктор Черномырдин прокомментировал метким словом «маразм», фильм раздвинул границы Интернета и шагнул в СМИ иного рода. В частности, в печать и на радио.
Так, сатирик и либеральный публицист Виктор Шендерович* в эфире на радио «Эхо Москвы» назвал случившееся «нарушением европейских стандартов в области получения информации».
«Мое отношение к запрету фильма отрицательное. Фильм должен быть показан в нормальной европейской стране. Если там содержится что-то, подпадающее под действие Уголовного кодекса этой страны, другой вопрос. Но показан он должен быть. Потом может разворачиваться дискуссия, можно показывать другие фильмы, возражать, устраивать, так сказать, обсуждения», – заявил Шендерович.
По словам публициста, поддержавшего в свое время «оранжевую революцию», с точки зрения демократии Украина пока еще не достигла уровня, например, Норвегии. И каждый раз, когда власть что-то запрещает, «она показывает свою слабость, показывает свою нервозность, комплекс неполноценности и так далее». «Вот, они это все продемонстрировали», – констатирует сатирик и предлагает посмотреть на то, как будет развиваться история в дальнейшем, благо показ фильма на Украине перенесен на эту неделю в стены Верховной Рады.
«Будем наблюдать. Посмотрим на реакцию украинского общества. Я уверен, что найдутся люди, которые обратят на этот факт внимание. По крайней мере – и безусловно! – этот факт будет обсуждаться сегодня на украинских телеканалах. Мы посмотрим, насколько крепка украинская демократия, насколько внутри Украины есть силы, которые готовы настоять на незыблемости принципа свободы слова и распространения информации», – утверждает либеральный публицист.
Впрочем, Шендерович счел возможным предположить, что в России фильм, показывающий позицию Грузии или Украины по войне в Южной Осетии, также показан бы не был.
Другой ведущий «Эха Москвы» Матвей Ганапольский делает еще более смелые выводы, предполагая, что запрет фильма напрямую свидетельствует о причастности украинского руководства к конфликту в Южной Осетии. В частности, к поставкам оружия в Грузию.
«Крики по поводу провокаций без разбора провокаций – это доказательство того, что оружие поставлялось. А крики по поводу того, что провокацию состряпали российские спецслужбы, без доказательств стряпанья наоборот доказывает, что оружие поставлялось в обход законов», – сказал Ганапольский в своей передаче «Реплика».
«Ну изготовила злобная Россия, которая ненавидит Саакашвили, какой-то фильмец. Ну хочет показать в Киеве в гостинице Хайятт перед аудиторией, которая состоит из украинских политиков и журналистов. И что? Так нет, показ запрещают, а потом следует дипломатическая выволочка. И слова-то какие: «Сфабриковано российскими спецслужбами!.. Циничные утверждения!..» И так далее», – продолжает он.
Словом, если украинские власти считают фильм сфабрикованным, то им следовало бы показать его по первому национальному каналу и пригласить политологов, чтобы они могли его «сравнять с землей». «Кого боитесь? Конечно, возможно, Киев и не помогал Тбилиси оружием, но тогда вызов российских дипломатов в украинское МИД и последующая выволочка вообще непонятны. То есть чем больше криков, тем лично я больше уверен, что все было ровно так, как в этом фильме, которого я не видел», – резюмирует Ганапольский.
А вот писатель-фантаст Сергей Лукьяненко фильм, напротив, смотрел. И оценивает его весьма высоко. «Фильм о трагедии и, можно сказать, о преступлении. На мой взгляд, это очень хорошая, очень сильная и честная работа, которая рассказывает убедительно и искренне о том, что произошло. Я считаю, что это очень правильная и очень нужная вещь. Потому что, к сожалению, все эти события стали объектом информационной войны, было сказано очень много лжи. Этот фильм восстановил правду», - заявил он в интервью изданию Дни.Ру.
Аналогичного мнения придерживается и первый вице-спикер Совета федерации, глава парламентской комиссии по расследованию событий в Южной Осетии Александр Торшин, которому довелось увидеть многое из показанного в фильме собственными глазами – сенатор был в Цхинвале уже 12 августа.
«Фильм создан по-настоящему реалистично. Может быть, это не вся правда, но то, что показано, – это правда. Можно было бы, конечно, и добавить каких-то кадров, но мне кажется, что ужасов и так достаточно на экране. А то, что вы показали, это действительно имело место быть. И, мне кажется, это удачный ход», - заметил Торшин в рамках интервью газете ВЗГЛЯД.
Депутат Государственной Думы, директор Института стран СНГ Константин Затулин в принципе считает, что фактический запрет на показ фильма на Украине может стать поводом к судебному преследованию украинского правительства в суде по правам человека.
«Сегодня власть Украины, которая публично себя позиционирует как супердемократическую, проводит одиознейшие акции по нарушению прав и свобод. На Западе это не замечают, потому что предпочитают демократии политическую целесообразность», - пояснил парламентарий в рамках интервью каналу Russia.ru.
В свою очередь известный сетевой публицист Максим Кононенко, разместивший «Войну» в своем дневнике в «Живом Журнале» в принципе недоумевает: зачем запрещать фильм, если его можно свободно посмотреть в Интернете.
«События на Украине – откровенный дебилизм и шизофрения. Это все очень похоже на то, когда Саакашвили закрывал доступ к российским сайтам во время войны. Видимо, очко у них в связи с аферами с оружием серьезно играет», – сказал Кононенко в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД.
Заметим, что телеканал Russia.ru уже начал переговоры о показе «Войны» в Вашингтоне. Предполагается, что показ состоится в преддверии Дня Конституции России.
«Если создатели фильма хотят показать его в Америке, то я готов посодействовать и уверен, что он будет с интересом принят, его посмотрят, а потом будет дискуссия, – заявил в связи с этим в интервью Russia.ru президент Американского университета в Москве Эдвард Лозанский. – Мы обязательно пригласим представителей украинского посольства, грузинского посольства, которые смогут безо всяких ограничений высказать свое мнение. Так что давайте, привозите ваш фильм в Вашингтон, и я гарантирую, что он будет показан в одном из самых престижных мест американской столицы».
Кроме того, как сообщил генеральный директор телеканала Алексей Жарич газете ВЗГЛЯД, предложения об организации показа поступают и от некоторых российских посольств в европейских странах. «Так, российское посольство в Австрии предлагает организовать показ в этой стране, а посольство Румынии выразило заинтересованность в получении других материалов нашего телеканала», – рассказал Жарич.
Что до Интернета, ленту «Война 08.08.08» на русском, английском и испанском языках посмотрели уже более двух миллионов человек.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом