Ведущий телеканала Russia.ru Илья Переседов встретился на днях со специалистом по кризисам вице-президентом International Crisis Group Аленом Делетро. Темой разговора стали возможные пути развития современной политики России после событий на Кавказе.
Эксперт отметил, что в Европе нынешний уровень доверия к России достаточно низкий. Но если у Брюсселя есть желание сотрудничать с Россией, нужно предпринимать определенные усилия, и как можно быстрей. Главные претензии, о которых говорят европейские СМИ, сводятся к операции России в зоне грузино-осетинского конфликта по принуждению Грузии к миру за нападение на Южную Осетию.
Там уровень доверия был очень низкий… Это была ошибка со стороны правительства Саакашвили
Однако Ален Делетро отмечает, что перемены появятся после вывода российских войск с грузинской территории к 10 октября, о чем недавно заявил президент России Дмитрий Медведев. «Это будет началом положительного разговора», – считает Ален Делетро, добавляя, что в этом конфликте напрямую сотрудничают Европа и Россия, а США отсутствуют. «Голоса Кондолизы Райс и президента Буша (президент США Джордж Буш. – Ред.) почти неслышны», – констатирует господин Делетро.
Илья Переседов решил уточнить, ставится ли под сомнение информация, что именно Грузия первой напала на Южную Осетию в ночь на 8 августа, совершив акт агрессии. На это Делетро твердо заявил, что в ЕС есть представление о реакции Грузии на ряд провокаций, которые начались в апреле этого года. «Сейчас – как всегда в этих конфликтах – определять, кто был прав, кто начинал, очень сложно. Есть аналитики в Европе, которые пишут, что у России были собственные интересы, которые она там защищала», – рассказал европейский эксперт.
Европу, по словам Делетро, сильно тревожит вопрос размещения на территории Абхазии и Южной Осетии российских солдат. Москва не раз заявляла, что это делается по просьбе местных властей с целью защитить население от возможных попыток повторения грузинской агрессии и провокаций. В Европе, продолжает Делетро, не могут понять, почему в этих двух республиках должны появляться российские базы, если военный потенциал Грузии был уничтожен.
Тогда господин Переседов напомнил, что осетины и абхазы не видят никакой возможности объединения с Грузией и вхождения в ее состав. Делетро не только согласился с этим тезисом, но и пояснил, что послужило такому развитию событий. По его словам, правительство президента Грузии Михаила Саакашвили допустило огромные ошибки в отношении абхазов и осетин.
Публичные обвинения властей Абхазии и Южной Осетии в их управлении из Москвы не способствовали созданию условий по переговорам для урегулирования политического статуса этих территорий. Вместо этого надо было повышать уровень доверия между грузинами, абхазами и осетинами. «Там уровень доверия был очень низкий… Это была ошибка со стороны правительства Саакашвили», – пояснил Ален Делетро.
В свою очередь, Илья Переседов, комментируя заявления грузинских властей о провокациях со стороны Южной Осетии, которые якобы подтолкнули их на военные действия, сказал, что у осетин не было тех вооружений, которые имелись у армии Михаила Саакашвили. Делетро не стал соглашаться или опровергать такую постановку проблемы, а указал на нехватку международных наблюдателей в буферных зонах на грузинских территориях.
При этом он упрекнул наблюдателей от ОБСЕ, которые, по его словам, находились там до начала грузинской агрессии. «Были наблюдатели ОБСЕ, которые не смогли увидеть заранее эту провокацию…» – сказал Делетро.
Чтобы четче представить сложившуюся ситуацию, эксперт предложил сравнить роль России в регионе с той, что играет Франция в африканоговорящих странах, где до сих пор идут бои. У Парижа было две функции, как и у Москвы, – дипломатическая (поиски общих позиций) и военная. «Из-за ненависти части населения Кот-д'Ивуара к бывшей колониалистической державе было очень трудно совместить эти две роли, так что Франция предала роль посредника ЮАР, но французские войска оставались там почти год», – напомнил господин Делетро. ЮАР также ничего не удалось изменить, но, когда за решение ситуации взялась Буркина-Фасо, дело пошло в гору. Говорить о полном завершении конфликта пока рано, но процесс мирного урегулирования идет.
Возвращаясь к грузино-осетинскому конфликту и посреднической миссии России, Ален Делетро сказал, что Москва потеряла доверие одной стороны конфликта – Грузии. Более того, для вице-президента International Crisis Group решение Михаила Саакашвили напасть на Южную Осетию не стало неожиданностью, так как в окружении президента были те, кто считал военный путь единственным способом уладить территориальные конфликты. Поэтому ответственность за начало боевых действий, по словам Делетро, полностью лежит на Саакашвили.
Что касается признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии, то эксперт назвал его «не самым хорошим поступком». На это Илья Переседов напомнил о косовском прецеденте, когда было нарушено международное право. Таким образом, признавая Цхинвал и Сухум, Россия вынужденно воспользовалась теми средствами, которые были опробованы на примере Косова. Она поддержала инициативу народа на самоопределение и независимость. С просьбой к России признать их независимость обратились народы Абхазии и Южной Осетии.
На это господин Делетро повторил тезис об уникальности косовского случая, однако отметил, что если бы ситуация в Абхазии и Южной Осетии до признания их независимости Россией развивалась дальше, то в Европе начала бы расти симпатия к этим территориям. «Вся эта нервозность по отношению к России у самых близких ее соседей и внутри Евросоюза – это нехорошо», – сказал господин Делетро, добавив, что там хотят строить хорошие отношения с Россией.